Т. М. Симбирцева. Памятники Кореи под охраной ЮНЕСКО

Памятники Кореи под охраной ЮНЕСКО // Симбирцева Т. М. Владыки старой Кореи. М., 2012. С. 235-247.

Настоящий текст из Главы 3 книги состоит из следующих частей:

Управление культурным наследием Республики Корея

≪Всемирное наследие≫ ЮНЕСКО и Корея

≪Память мира≫ ЮНЕСКО и Корея

≪Нематериальное культурное наследие≫ ЮНЕСКО и Корея

2015-06-23 21-26-40 Скриншот экрана

Управление культурным наследием Республики Корея

Большую роль в развитии «исторического бума» в РК сыграло признание целого ряда корейских памятников культуры общечеловеческим достоянием. В 1988 г. правительство РК присоединилось к Конвенции ЮНЕСКО по охране Всемирного культурного и природного наследия. Наступала эпоха глобализации, и актуальной стала задача пропагандировать достижения корейской национальной культуры не только в своей стране, но и в мире. Она была возложена на Управление культурным наследием РК (Мунхваджэ чхон, www.cha.go.kr).

Это влиятельное правительственное учреждение, расходный бюджет которого в 2007 г. превысил 427 млн. долларов[1], так же как и Комитет составления национальной истории, выросло на монархическом наследии. Оно было создано 8 ноября 1945 г. как Ведомство по управлению имуществом бывшей императорской семьи Чосона (Ку хвансиль саму чхон). Сфера его деятельности существенно расширилась в 1961 г., когда он был переименован в Администрацию культурного наследия (Мунхваджэ кваллигук) и в его ведение было передано содержание и управление памятниками культуры не только Чосона, но и других эпох. Новый этап в деятельности администрации наступил в 1983 г., когда в ней были созданы три отделения: по управлению наследием, его сохранению и управлению королевскими дворцами и гробницами. К тому времени при ней уже восемь лет существовали Институт культурного наследия (Мунхваджэ ёнгусо) и Этнографический музей (Минсок панмульгван), основанные в 1975 г. В 1990 г. у Института появились отделения в Кёнджу, Пуё и Чханвоне. Был открыто Отделение по сохранению реликвий Приморского района Мокпхо (пров. Южная Чолла).

В настоящее время Мунхваджэ чхон имеет статус департамента при Министерстве культуры, спорта и туризма и подчиняется непосредственно министру. В его ведении, кроме 18 общих и административных отделов, находятся один головной и пять провинциальных НИИ, где разрабатываются новейшие методы реставрации и сохранения памятников и ведется поиск достойных сохранения культурных объектов. Существуют Школа традиционного культурного наследия (Хангук чонтхон мунхва хаккё), где готовят менеджеров культуры и реставраторов, Государственный музей королевской культуры (Куннип когун панмульгван) и др. На попечении управления находятся пять дворцов и Храм предков чосонской династии (Чонмё) в Сеуле и 14 комплексов королевских захоронений периода Чосон в разных частях страны. В последние годы важным направлением его деятельности стало развитие связей в области культурного наследия с Северной Кореей, но приоритетом неизменно остается работа по представлению корейских памятников в ЮНЕСКО.

В 1995 г. под охрану ЮНЕСКО были взяты первые три корейских памятника. В 2010 г. в списки этой организации входили уже 23 (южно)корейских памятника в трех категориях: «Всемирное наследие», «Память мира» и «Нематериальное культурное наследие». Восемь из них были созданы в период Чосон (1392-1910). В этой книге будет подробно рассказано о шести из них, имеющих прямое отношение к «дворцовой культуре», ибо все они — символы королевской власти. В реестре «Память мира» это летописи «Истинные записи династии Чосон», «Записи королевского секретариата» и «Книги установленного ритуала». В списке «Всемирное наследие» — это сеульский дворец Чхандоккун и 40 королевских гробниц. К «комплексному наследию», занесенному одновременно в списки «Всемирное наследие» и «Нематериальное культурное наследие», относится Чонмё.

Как пишут корейские историки, «из пятитысячелетней истории Кореи эпоху Чосон можно назвать периодом, когда национальная культура обрела свою наиболее завершенную форму. Если так, то культуру королевской семьи, сформировавшуюся в этот период, можно назвать цветом эпохи Чосон».

«Всемирное наследие» ЮНЕСКО и Корея

В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 г.). С начала 1980-х начал составляться Список всемирного наследия ЮНЕСКО, где термин «всемирное наследие» (World Heritage) подразумевает «самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечательности, которые необходимо в принципе сохранять и оберегать в течение неограниченно длительного времени, так как они будут нужны людям  всегда. Это, естественно, предполагает их изучение, познание, использование не только нынешним, но и будущими поколениями». Главная цель списка — «сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла, или представляют собой шедевр человеческого созидательного гения».

Эта первая программа ЮНЕСКО по защите мировых памятников охватывала культурные ценности определенного рода:

  • памятники — произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
  • ансамбли — группы изолированных или объединенных строений, чьи архитектура, единство или связь с пейзажем представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
  • достопримечательные места — произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие собой выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Согласно условиям конвенции, объект может быть отнесен к всемирному культурному наследию, если он полностью соответствует одному или нескольким из следующих критериев:

I — шедевр творческого гения человека;

II — уникальный объект архитектуры, монументального искусства, градостроительства, а также особо ценные участки культурного ландшафта;

III — демонстрация культурных традиций исчезнувших или современных цивилизаций;

IV — уникальные здания или архитектурные ансамбли, включая ландшафт, связанные с важнейшими вехами в человеческой истории;

V- яркий пример традиционного поселения или системы землепользования;

VI — демонстрация современных идей, верований, течений в искусстве, живых традиций челове- чества22.

К ноябрю 2007 г. Конвенцию ратифицировали 185 государств и территорий. К 1 августа 2008 г. в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО значилось 878 объектов: 679 культурных, 174 — природных и 25 — смешанных в 145 странах. Среди них:

— 23 российских (15 культурных и 8 природных), в том числе исторические центры Ярославля и Санкт- Петербурга, московский Кремль и Красная площадь, белокаменные соборы Владимира и Суздаля, церковь Вознесения в Коломенском (Москва), историко-архитектурные ансамбли Троице-Сергиевой лавры, Соловецких островов и Кижей; озеро Байкал, вулканы Камчатки, «золотые горы Алтая», Сихотэ- Алинь и пр.23

— 37 китайских (26 культурных и 11 природных), в частности, Великая Китайская стена; дворцы императоров Минской и Цинской династий в Пекине и Шэньяне; могилы Конфуция и Цинь Ши-хуанди; Алтарь Неба и Летний дворец в Пекине; классические сады Сучжоу; стоянка первобытного человека в Чжоукоудяне; пещерные храмы Юньган; национальный парк Лушань и пр.

— 14 японских (11+3), в том числе исторические памятники древних столиц Нара и Киото, синтоистский храм на острове Ицукусима; средневековый замок Химедзи; храмы и алтари Никко; Мемориал мира в Хиросиме; и пр.

В этот список входит то, что называют «гордостью человечества»: Ватикан и исторический центр Рима, лондонский Тауэр, афинский Акрополь; мавзолей Тадж-Махал в Агре (Индия), храмовый комплекс Боробудур (Индонезия), Венеция и ее лагуны (Италия); старинные кварталы Люксембурга; место рождения Будды Лумбини (Непал); Куршская коса (Литва); руины древнего города Мачу-Пикчу (Перу) и т.д.

В 1995 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были внесены первые три южнокорейских памятника (все — «национальные сокровища»):

1) Буддийский храмовый комплекс VIII в., состоящий из рукотворного грота-храма Соккурам 石窟庵 и монастыря Пульгукса 佛國寺 («Царства Будды») на горе Тхохамсан, в 16 км от г. Кёнджу (пров. Сев. Кёнсан). Шедевр дальневосточного буддийского искусства и архитектуры.

2) Чангён пханджон 藏經板殿 – книгохранилище из двух зданий в буддийском монастыре Хэинса 海印寺 в горах Каясан (пров. Юж. Кёнсан). Построено в XV в. специально для хранения Корё Тэджангён («Корёская Трипитака» 高麗大藏經 — собрания буддийских текстов, выгравированного на 81 258 деревянных досках в 1237-1248 гг. Это одно из старейших сооружений подобного рода в мире построено с применением уникальных технологий, позволяющих сохранять деревянные блоки.

3) Чонмё 宗廟 — Храм предков династии Чосон в Сеуле (XIV в.), старейшая из сохранившихся в мире конфуцианских кумирен подобного рода, облик которой остался почти неизменным с XVI в. В нем до сих пор совершаются сопровождаемые музыкой, песнями и танцами поминальные церемонии, которые продолжают традиции, заложенные еще в первые годы династии.

К середине 2009 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО входили уже девять южнокорейских памятников культуры и один природный. Это, помимо вышеупомянутых:

4) Исторический заповедник Кёнджу (включая священную гору Намсан) — столицы государства Силла (первые века н.э. — 935 г.), одного из крупнейших городов Восточной Азии VII-X вв. н.э. Это «музей под открытым небом», где сохранилось множество реликвий: скульптур, рельефов, пагод, гробниц, а также руин монастырей, дворцов и жилых зданий, которые свидетельствуют об этапах развития буддийской и светской архитектуры в древней Корее.

5) Дворцовый комплекс Чхандоккун 昌德宮 в Сеуле (XV в.) — «самый корейский» из корейских дворцов, любимая резиденция чосонских монархов, главная арена национальной истории XV-XX вв.

6) Сувонская крепость (другое название — крепость Хвасон 華城; пров. Кёнги, 1794-1796) — воплощение «сыновней почтительности» в архитектуре, выдающийся образец оборонного зодчества, в котором соединились новейшие для того времени достижения фортификации как Востока, так и Запада.

7) Дольмены в уездах Кочхан (пров. Сев. Чолла) и Хва- сун (Юж. Чолла), а также на о-ве Канхвадо в окрестностях г. Инчхон (Кёнги) — «доисторические кладбища» из многих сотен дольменов — захоронений из гигантских каменных глыб, которые хотя и характерны для мегалитической культуры всего мира (I тыс. до н.э.), но нигде больше не встречаются в столь концентрированном виде.

8) 40 гробниц правителей династии Чосон, расположенных в основном в радиусе 40 км от крепостной стены старого Сеула[2], «отличающиеся уникальными строительными особенностями и расположением в соответствии с конфуцианскими и геомантическими принципами».

9) Вулканический остров Чеджудо и его лавовые пещеры — редкий по красоте памятник природы, сохранивший к тому же свидетельства, по которым можно проследить историю формирования нашей планеты. Состоит из трех объектов: 1) пещеры в горе Комунорым (검운 오름 «Орым» на чеджудоском диалекте значит «гора», «пик») — разветвленная система лавовых пещер с многоцветными «потолками» и «полами»; 2) гора Ильчхульбон (полное название — Сонсан ильчхульбон城山日出峰) из вулканического туфа, поднимающаяся, подобно крепости, из вод океана; и 3) потухший вулкан Халласан 漢拏山 — самая высокая (1950 м) гора Республики Корея с живописными водопадами, причудливыми скалами и озером в кратере.

К началу 2010 г. в «списке ожидания» ЮНЕСКО находились семь культурных и природных памятников Южной Кореи, предложенные ее правительством для признания их мировым достоянием. Это:

1) упоминаемая в «Самгук саги» так называемая «трехлетняя крепость» (самнён сансон三年山城), образец фортификации Силла (470-473 гг. н.э.);

2) чудом сохранившаяся нетронутой гробница пэкческого Мурён-вана (501-522) в Конджу (Юж. Чхунчхон);

3) гончарные печи в Канджине (Юж. Чолла), где изготавливалась славившаяся на весь Дальний Восток селадоновая керамика;

4) знаменитый красивыми пейзажами и древними буддийскими монастырями природный заповедник Сораксан (пров. Канвон);

5) заповедник конфуцианской культуры деревня Хахве (Андон, пров. Сев. Кёнсан), известная также как вы-дающийся образец «благоприятного расположения» с точки зрения традиционной геомантии (пхунсу чири);

6) этнографическая деревня Андон в окрестностях Кёнджу (Юж. Кёнсан), где представлены хорошо сохранившиеся образцы традиционной застройки периода Чосон — жилища знати и простого народа;

7) один из самых больших в мире (33359 кв. м) «заповедников динозавров», где сохранились 1800 отпечатков следов и гнезда с окаменелыми кладками яиц этих древних рептилий, живших около 80 миллионов лет назад (уезд Хвасун, Юж. Чолла).

В 2004 г. в Список ЮНЕСКО был включен один памятник КНДР: комплекс гробниц с настенными росписями Когурё, относящихся к III-VII в. н.э. и расположенных в Пхеньяне, провинциях Южная Пхёнан и Северная Хванхэ, а также г. Нампхо. Всего на территории Китая и Кореи обнаружено около 10 тыс. гробниц, из них около 90 — с настенными росписями, из которых около 30 находятся в Северной Корее. Эти захоронения правителей, членов их семей и аристократов сохранили уникальные живописные свидетельства повседневной жизни и религиозных верований древних когурёсцев. Фрески и конструкция гробниц — высшее достижение их науки и культуры. Это важное звено погребальной типологии, ибо погребальные обычаи Когурё оказали влияние на другие культуры региона, в том числе Японии. Вопрос о том, какому государству принадлежит наследие Когурё, является предметом ожесточенного спора между Китаем, с одной стороны, и обоими корейскими государствами, с другой. Он ведется уже более 20 лет и приобрел столь острые формы, что его часто называют «войной историй». Желая примирить стороны, в 2004 г. ЮНЕСКО включило в свой список гробницы Когурё дважды: как северокорейский и как китайский памятник. Наследие Когурё как китайский памятник включает руины ранних столиц Гонэй и Ваньду (丸都), городище Унюй (五女), 12 гробниц правителей, 26 могил членов их семей и аристократии, стелу Квангэтхо-вана (414 г.) и погребальные предметы из гробницы его сына Чансу-вана (413-491). Они сосредоточены в основном в уезде Хуань- жэнь (пров. Ляонин) и в г. Цзиань (пров. Цзилинь).

В 2000 г. КНДР выдвинула на включение в Список всемирного наследия еще шесть памятников:

1) Горы Мёхянсан (妙香山, уезд Хянсан, пров. Сев. Пхёнан), знаменитые своими живописными вершинами (высотой от 1000 до 1900 м, высочайшая — Пиробон毘盧峰) и буддийскими реликвиями, в т.ч. руинами примерно 20 старинных монастырей;

2) Реликвии столицы государства Корё (918-1392) Кэсона 開城, среди которых крепостные стены, руины королевского дворца, конфуцианский университет Сонгюнгван, королевские гробницы, буддийские монастыри и старинные жилища;

3) Исторические реликвии Пхеньяна平壤, самого древнего города Корейского полуострова, и его окрестностей, включающие стоянки древних людей периодов верхнего палеолита (Комынмору), неолита и бронзового века;

4) Горы Кымгансан金剛山, или «Алмазные горы» (уезды Кымсан и Косон, пров. Канвон), считающиеся самыми живописными горами во всей Корее. Знамениты также многообразной растительностью, типичной сразу для нескольких зон: от умеренной до субарктической, и буддийскими реликвиями: монастырями, барельефами на скалах, скитами отшельников;

5) Пещеры района Куджан (球場, пров. Сев. Пхёнан), представляющие собой карстовые образования четвертичного периода. Крупнейшая пещера Рёнмун начинается на высоте 370 м и состоит из двух основных тоннелей и примерно 20 ответвлений.

6) Горы Чхильбосан (七寶山, уезд Мёнчхон-гун, пров. Сев. Хамгён) в зоне вулканической деятельности Пэктусана, известные причудливыми формами скал.

«Память мира» ЮНЕСКО и Корея

Программа ЮНЕСКО «Память мира» была создана в 1992 г. для «сохранения в разных странах мира документального наследия, мемуаров и библиотечных коллекций, отражающих разнообразие языков, народов и культур и позволяющих проследить эволюцию мысли, открытий и достижений человеческого общества. Она ставит целью привлечь внимание общественности к их важности и является результатом осознания общественностью уязвимости и хрупкости памятников документального наследия». В реестр «Память мира» заносятся памятники письменности, содержание которых выходит за пределы истории или культуры одного государства, которые отразили важные общемировые явления, или исполнение которых отличается высоким совершенством.

На 1 августа 2009 г. реестр включал 193 памятника. Среди них — «золотые списки» императорских экзаменов времен китайской династии Цин, письма намибийского вождя Хендрика Витбуя и оригинальные граммофонные пластинки с записью музыки уругвайского композитора Карлоса Гарделя; карты Российской империи, Евангелие Хитрово конца XIV в., а также рукописи и переписка Ганса Христиана Андерсена, фильмы братьев Люмьер, дневник погибшей во время холокоста юной голландки Анны Франк, труд Николая Коперника, архив Комитета народного образования Польши за 1773-1787 гг., документирующий первую в Европе крупную реформу образования, и пр. Южнокорейских памятников в реестре значилось семь — больше, чем у любой другой страны Азии. Это:

  1. «Наставление народу о правильном произношении» (Хунмин чоным訓民正音) — эдикт вана Седжона 1446 г., которым в ранг государственного письма возводился изобретенный в то время буквенно-слоговой фонетический алфавит, считающийся наивысшим достижением корейской культуры не только XV в., но и всей средневековой эпохи (включены в реестр в 1997 г.);
  2. «Истинные записи династии Чосон» (Чосон ванджо силлок) — самая длительная по времени (1392-1863) и самая объемная среди дошедших до наших дней летописей жанра силлок в мире (53 млн. иероглифов) (1997);
  3. «Подневные записи королевского секретариата» (Сынджонвон ильги) — самая большая в мире летопись (242,5 млн. иероглифов, 3243 книг-чхэк), которая велась ежедневно в течение 288 лет (1623-1910) (2001);
  4. «Извлечения из “Антологии учений великих сон-буддистских наставников о постижении природы Будды”, составленные заслуженным монахом Пэгуном» (Пэгун хвасан чхорок Пульджо чикчи симчхе ёджоль白雲和尙抄錄佛祖直指心體要節 — «первая в мире книга, набранная металлическим шрифтом»; вышла в 1377 г., за 80 лет до Библии Й. Гутенберга (2001);
  5. «Книги установленного ритуала династии Чосон» (Чосон ванджо ыйгве 朝鮮王朝儀軌) — иллюстрированные записи важнейших государственных церемоний периода Чосон (2007);
  6. «Корёская Трипитака» (Корё Тэджангён高麗大藏經) — «Полное собрание буддийских священных текстов: сутр, комментариев и дисциплинарных правил династии Корё» (1237-1251). Также именуется «Кореана Трипитака», или «Великая Трипитака на 80 тысячах досок» (Пхальман Тэджангён 八萬大藏經), так как текст ее вырезан на 81 137 деревянных досок — для печати ксилографическим способом. Один из ценнейших источников по дальневосточному буддизму, отличающийся большой полнотой (6000 глав), отличной сохранностью и высоким качеством исполнения. Работа по его созданию внесла значительный вклад в развитие корейской филологии, каллиграфии и книгопечатания. Хранится в храме Хэинса в горах Каясан (пров. Сев. Кёнсан). (2007);
  7. «Зерцало восточной медицины» (Тоный погам東醫寶鑑) — энциклопедия, составленная в 1613 г. Хо Чуном, придворным медиком вана Кванхэгуна. «Важный источник знаний по лечебной практике и профилактике, который содержит сведения о развитии медицины в Восточной Азии и издание которого предвосхитило создание в XIX в. государственной системы профилактического здравоохранения» (2009).

Как видно из списка, «королевские» летописи Чосона (№№ 2, 3, 5) взяты под охрану ЮНЕСКО полностью.

«Нематериальное культурное наследие» ЮНЕСКО и Корея

17 октября 2003 г. в Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия. Дополняя Конвенцию 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, касающуюся только исторических и природных памятников, она охватывала фольклор и традиции устного творчества, включая языки как носители нематериального культурного наследия, зрелища, ритуалы и праздники, навыки и обычаи, связанные с природой и окружающим миром, а также традиционные ремесла. Для защиты этой самой хрупкой формы культурного наследия Конвенция предусматривала проведение инвентаризации подлежащих охране национальных памятников, создание Межправительственного комитета, а также составление двух перечней: Репрезентативного списка нематериального культурного наследия и Списка памятников этого наследия, нуждающихся в срочных мерах по спасению.

По решению II Сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия, прошедшей 3-7 сентября 2007 г. в Токио, составление этих списков началось в сентябре 2009 г. Но первые 90 шедевров нематериального наследия были включены в Репрезентативный список уже в 2008 г. Среди них были народные мелодии Албании с характерным одноголосым строем, танец Мбенде Жерусарема из Зимбабве, сохранившийся в Уганде способ изготовления тканей из древесной коры, традиционные кукольные театры Японии (бунраку), Индонезии (ваянг) и Сицилии (Opera dei Pupi), древняя музыка Ирака магам, уникальные «культурные пространства» Бойсун в Узбекистане (музыка, песни, ритуалы) и острова Кину в Литве (музыка, игры, ремесла, танцы, обряды), старинный карнавал в масках в городе Бенш (Binche) в окрестностях Брюсселя, сказители древнего казахского эпоса акыны и их искусство, пекинская опера, индийские ведические песнопения и санскритский театр Кутияттам, вьетнамская дворцовая музыка нанак, песчаные картины Вануату и пр.

Россия представлена в этом списке двумя номинациями — традиционной культурой (фольклор, музыка, обычаи) старообрядцев (семейских) Забайкалья и якутским героическим эпосом олонхо, в котором, помимо актерского и певческого мастерства, сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством, а также немалой выносливостью, ибо самые крупные сказы-олонхо исполняются в течение нескольких ночей.

У Республики Корея в этом списке восемь памятников. Кроме ритуалов Чонмё, которому посвящена в этой книге отдельная глава, это:

  1. Пхансори — зародившийся в XVIII в. эпический сказ, исполняемый в течение нескольких часов соло в особой горловой манере в сопровождении барабана;
  2. Каннын танодже江陵端午祭 – народный праздник в сопровождении музыки, танцев, представлений и обрядов, отмечаемый в г. Канныне (пров. Канвон) по случаю дня тано (пятый день пятого лунного месяца). День тано — важнейший в годовом сельскохозяйственном и обрядовом цикле — широко отмечался с древности повсеместно в начале лета между сбором урожая ячменя и высадкой рисовой рассады, но в Канныне приобрел особенно широкий масштаб и сложные формы, в которых нашли отражение конфуцианские, шаманские, буддийские и даоские верования.
  3. Чхоёнму 處容舞 — танец в масках на сюжет легенды об изгоняющем злых духов сыне Дракона Чхоёне, со времени правления Хонгана (875-886) в Объединенном Силла регулярно исполнявшийся по радостным случаям при дворе корейский государей вплоть до последних лет Чосона и дошедший до наших дней благодаря усилиям энтузиастов.
  4. Канган суллэ — многочасовые ритуальные хороводы в сопровождении музыки и обрядовых песнопений, ис-полняемые с древности незамужними девушками и детьми в юго-западных частях Кореи (Южная Чолла) в полнолуние по важнейшим праздникам традиционного календаря: в новый год (соллаль), тано и особенно в праздник урожая чхусок (15-й день 8-го лунного месяца). Свое название получили по регулярно повторяющемуся припеву, однако сейчас уже достоверно неизвестно, что именно он означает.
  5. Чеджу Ёндын кут — двухнедельный шаманский кут в честь духов ветра, дождя и моря (бабушки Ёндын и Повелителя драконов) с целью испросить у них тихой воды и обильного улова, который исполнялся в рыбацких деревнях на острове Чеджудо в преддверии весны (во 2-м лунном месяце) с древности, а ныне проводится в алтаре Чхильморидан в районе Конип-тон, г. Чеджу.
  6. Намсадан нори — представления мужских трупп бродячих актеров (до 40 человек), в которых соединялись: 1) крестьянская музыка, отличительной особенностью которой являются резкие звуки металлических гонгов и барабанов: 2) танцы в масках на четыре традиционных сюжета, 3) хождение по канату акробата, который одновременно обменивается шутками с находящимся внизу клоуном, 4) кукольное представление на семь сюжетов с повествованием сказителя и музыкой, 5) борьба силачей в сопровождении шуточной словесной перепалки и 6) мастерское кручение обруча. Ныне искусство намсадан сохраняют в Южной Корее профессионалы.
  7. Ёнсанджэ (靈山齋) — буддийский поминальный обряд в сопровождении костюмированных танцев и песнопений, чайной церемонии и ритуального пира, проводимый на 49-й день после кончины и знаменующий прибытие души усопшего к воротам рая. Проводится в наши дни в буддийских монастырях школы Тхэгоджон 太古宗, в первую очередь в ее главном храме Понвонса 奉元寺 в Сеуле.

«Если в конце 1990-х годов доход на душу населения в Южной Корее составлял примерно 10 тыс. долларов в год, то в 2007 г. он вырос до 17 690 долларов — т.е. почти на 77%. Сегодня эта страна занимает 49-е место в мире по размеру валового национального продукта. Правительство президента Ли Мёнбака выдвигает амбициозные планы и рассчитывает, что в ближайшие годы страна превратится в четвертую производящую экономику мира с доходом на душу населения в 40 тыс. долларов, что соответствует примерно современному уровню Швеции и Голландии» (из прессы). Думается, что упоминания о Швеции и Голландии с их давними монархическими системами здесь не случайны. Корея активно стремится войти в клуб передовых стран мира и заявляет об этом не только своим быстрым экономическим ростом, но и предъявляет для этого древние исторические корни.

Создаются научные фонды, спонсируется корееведение по всему миру. При поддержке государства, университетов, местных органов управления и пр. возрождаются древние праздники и обычаи, регулярно проводятся требующие больших финансовых затрат реконструкции значительных исторических событий — в виде фестивалей, театральных постановок и шествий. Граждане активно принимают участие в этой гигантской работе. К востоку от Сувона многочисленных туристов привлекает «Этнографическая деревня» — живой музей под открытым небом, где воссоздан быт корейцев таким, каким был несколько столетий назад, и где трудятся гончары, ткачи, кузнецы в белых ханбоках (традиционных костюмах), сохраняя древние секреты ремесла.

Костюмированное шествие

«Сдача экзаменов на государственный чин в университете Сонгюнгван». Участники — сотрудники сеульской мэрии, члены исторических обществ и просто любители отечественной истории. Сеул, 1995 г.

Фото автора

В южных частях страны сохраняются деревни (Сонып на Чеджудо, Наганыпсон в Южной Чолла и Чхонхактон в Южной Кёнсан), где живут так, как жили предки сотни лет назад — за каменными оградами, в традиционных домах. Несмотря на то что жизнь под соломенной крышей без удобств, автомобиля, телефонной связи и пр. представляет немалые трудности, люди тем не менее идут на них, частично — из патриотизма, частично — из практических соображений, поскольку государство предоставляет значительные льготы. «Зачем это нужно — жить без канализации и водопровода и ходить за водой к колодцу, если рядом, в нескольких минутах езды, раскинулись благо-устроенные современные города?» — спрашивают сторонние наблюдатели, но их мнение мало кого волнует.

В 2006-2009 гг. шесть волостей Южной Кореи (первые в Азии) вступили в ряды международного движения Cittaslow (За «медленный город»), зародившегося в Италии в 1999 г. с целью «противостоять быстро движущемуся и гомогенизирующемуся миру», поддерживать многообразие культур и особенностей городов как основы человеческих ценностей. В корейском разделе на сайте этого движения говорится: «Мы, люди, должны жить в гармонии с ритмом Природы, только тогда наша жизнь будет полной и счастливой. «Жить медленно» — значит жить в унисон с движениями нашего разума. Подлинно передовая страна — та, что руководствуется своей культурой и искусством, стремится к гармонии с Природой и всеми живыми существами, плюс — экономика. Обещаем отдать все силы развитию Cittaslow в Корее». Корея подчеркнуто продолжает сохранять традиции, утверждая, таким образом, свою национальную идентичность в условиях глобализации и стирания межнациональных границ.

***

[1] Из них 320 млн. долларов пошли на консервацию и управление культурным наследием; 14,3 млн. – на разработку основ политики в области культурного наследия; 39,8 млн. – на исследования и восстановление культурного наследия; 9,3 млн. – на подготовку специалистов; 44,3 млн. – на административные расходы.

[2] Тут важно, что именно Хансона, как Сеул назывался до 1910 г., а не Кёнсона (Кэйдзё), как называли его японцы, понизившие его статус с города си до административного округа пу.

Источник: РАУК — Памятники Кореи под охраной ЮНЕСКО // Симбирцева Т.М.Владыки старой Кореи. М., 2012. С. 235-247.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

Комментирование закрыто.

Translate »