Ким Моисей, культуролог, председатель Совета ООК
член Общественного Совета Московского дома национальностей
Вчера, 5 декабря 2024 года в Москве, в Шуваловском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась встреча со студентами, аспирантами и преподавателями по памятной теме российских корейцев. О 160 летии добровольного переселения корейцев в Россию, о гармоничном вхождении их в российскую среду. Лекция прошла в рамках научного журнала «Миграционная политика. Междисциплинарный подход: общественный дискурс, геополитические особенности, законодательство».
Организовала данное мероприятие Оксана Солопова, кандидат исторических наук, руководитель лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Она является также Руководителем учебно — научного направления «Белорусоведение, история Беларуси и белорусской диаспоры», со-руководитель магистерских программ «История диаспор и миграционных процессов», «История белорусской диаспоры», заслуженный преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова (2022). Заместитель декана – ученый секретарь, доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
Представляем материал, который лег в основу лекции
КОРЕЙЦЫ В СЕМЬЕ НАРОДОВ РОССИИ
Аннотация: лекция на основе статьи об истории и судьбе корейцев — переселенцев, перешедших в «русские пределы» 160 лет назад, их гармоничном вхождении в российский социум через освоение русского языка, образа жизни, принятия православия. Об утратах и приобретениях на новой Родине, о научных, образовательных, культурных взаимосвязях, достижении высоких результатов в различных областях, в развитии российского государства.
Первые добровольные переселения корейцев в Россию произошли 160 лет назад, когда гонимые нуждой, притеснениями своих чиновников, даже под угрозой смертной казни, стали переходить на российскую территорию. В Приморье, они осознанно принимали русское подданство, православную веру, постоянно обучаясь русскому языку, усваивая их образ жизни, быт и культуру, менталитет.
История российских корейцев представляет собой летопись сложного пути по времени и пространству. Это правдивая история не только «печального исхода» через тернии и лишения, но и достижения «корейского чуда» на российских просторах.
Превратности судьбы привели к тому, что ныне свыше 8 миллионов корейцев проживают вне Корейского полуострова более чем в 170 странах мира. В России проживает свыше 160 тысяч, не так много. Однако, ни одна зарубежная корейская диаспора не имеет такого высокого имиджа образцового национального меньшинства у населения и властей страны своего проживания. Как и такого количества выдающихся деятелей в различных областях социально-экономической, общественной жизни, военном деле, науки, медицины, образования, культуры и спорта.
Достижения в трудовой деятельности, образовании, культуре, взятые высокие культурно — нравственные ориентиры, этнопсихологические особенности корейцев в России изначально формировались на основе русского языка, российской общественной мысли и русской культуры. Теперь они несомненно стали людьми Русского мира, ведь ближайшие прародители уже многие десятилетия являлись выходцами из России, считающими родным языком – русский. Значит, впитывающие силу и мудрость двух уникальных культур. Русскоязычие помогло им войти в величайшую из культур мира – русскую, а через неё и в мировую (3).
Менталитет русскоязычного корейца построен на постулате «работать каждый должен так, как только усердная работа приносит успех». В числе положительных качеств корейцев чаще всего упоминаются трудолюбие, порядочность, уважение к старшим, иерархичность, сплочённость, настойчивость, взаимопомощь, сдержанность, стремление к материальному достатку, солидарность с соплеменниками… Из негативных качеств наблюдатели выделяют хитрость, фракционность, вредность, злопамятность, заносчивость, склонность к сплетням, индивидуализм, чванливость, нежелание делиться знаниями с кем бы то ни было…
В Энциклопедиях, вышедших в 2003, 2014 и 2020 годах содержится тщательно отобранная информация по истории, литературе, культуре, языку, традициям и образу жизни корейцев в Российской империи, СССР, России, СНГ. Много места в них отводится этнографии коре сарам: традициям, обычаям, обрядам, как в историческом прошлом, так и в современном периоде. Это ценный источник биографических сведений о выдающихся корейцах. О национальных героях России и Кореи, Героях Советского Союза и Социалистического труда. Об орденоносцах, лауреатах государственных премий, государственных и общественных деятелях, народных депутатах различного уровня. Выдающихся специалистах, удостоенных почётных званий из числа передовиков производства, научной и творческой интеллигенции, управленцев, военных, спортсменов и других. Российские корейцы сумели занять видное место в истории нашей страны. Выделяются большой прослойкой крупных учёных и специалистов высокой категории во многих отраслях знаний, промышленности, сельскохозяйственного производства, образования здравоохранения, культуры, спорта. За выдающиеся достижения председатель колхоза «Полярная звезда» Средне — Чирчикского района Ташкентской области Узбекистана Ким Пен Хва был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1948, 1951), двумя орденами Ленина и многими правительственными наградами. Таких колхозов было много, а более 200 корейцев в СССР стали Героями Социалистического труда (1). Все эти достижения — результат гармоничного вхождения корейцев в российский социум, их высокого гражданского и патриотического долга, направленного на единство России, сохранение общего культурного пространства (8). Здесь мы — все россияне. Но национальное самосознания корейцев связано с мудростью: «Мы будем корейцами до тех пор, пока соблюдаем обычаи и обряды, завещанные нам предками».
В книге Советские корейцы на фронтах Великой отечественной войны 1941-1945гг (авторы Шин Д.В, Пак Б.Д., Цой В.В.) вышедшей в 2011 году приведены краткие биографические очерки о 372 корейцах — фронтовиках. На основе архивных материалов, Книг памяти, публикаций в периодических изданиях, документов личных архивов удалось получить общие сведения о фронтовой жизни корейских воинов, их подвигах, потерях, вкладе в общее дело борьбы за свободу и независимость Советской Родины.
Из 372 корейцев — участников войны погибли и пропали без вести 195 человека. Вернулись живыми 127. Судьбы остальных остаются пока неизвестными.
С самого начала войны с фашистской Германией корейское население СССР проявило величайший дух патриотизма, готовность с оружием в руках бороться против фашистской чумы. Молодые корейцы, среди которых было много только что окончивших среднюю школу, подавали заявления в городские и районные военкоматы с просьбой отправить их на фронт.
Крушение СССР определило новый период развития корейской диаспоры, когда свои положительные качества российские корейцы обращают на службу российской Отчизне, глубокую интеграцию их в современное гражданское общество (2). Поэтому с самого начала СВО Общероссийское объединение корейцев (ООК) призвало активно участвовать в сборе и направлении гуманитарной помощи для участников СВО, поддержке в их исполнении патриотического долга перед Родиной. Такую работу ведут все региональные отделения ООК, другие общественные организации российских корейцев.
Нас удивляют песни — вопросы Виктора Цоя и песни — ответы Юлия Кима, книги — размышления Анатолия Кима, пение солистки Большого театра страны, народных артисток России Людмилы Нам и Аниты Цой, достижения академиков Максима Кима, Эдуарда Сона, олимпийских чемпионов Нелли Ким и Виктора (Хен Су) Ана, чемпиона мира по боксу Константина Цзю и многих других (10).
Несмотря на то, что корейцы утратили свой родной язык, они в совершенстве овладели русским языком, прекрасно знают русскую историю, историю, культуру и искусство, в целом успешно вписываются в менталитет россиянина. Образ жизни и чаяния русских (россиян) им близки, но они также бережно сохраняют и развивают самобытную культуру, обычаи и традиции исторической родины (3). Проявляют трудолюбие, целенаправленно стремятся к образованию, достижению высоких духовных целей, благодаря своей настойчивости, дружелюбию и взаимоуважению ко всем людям. Хотя и для корейцев приоритетом являются не столько национальные, а прежде всего общечеловеческие ценности, как-то личностный и профессиональный успех, материальная стабильность, благополучие потомков, семьи, общества и всей страны в целом.
Корейским обычаям свойственно стремление к порядку, гармонии, жизнелюбию, которые должны быть в душе, в семье, обществе, государстве. Особое внимание уделяется сохранению национальной идентичности корейцев в условиях современной глобализации и геополитических вызовов (7).
В этом отношении российские корейцы делают многое для сохранения самобытности и своеобразного национального колорита в силу выпавшей им сложной судьбы, укоренившихся традиции и обычаев своих предков. Это духовная скрепа, которая тесно связана с историей, культурой, мировоззрением, религией, психологией — основополагающим стержнем корейской нации.
Нам стоит продолжать заниматься возрождением национальной самобытности, которая состоит из знаний воспитательного своеобразия, обычаев, родного языка, истории и культуры. С другой стороны, перестройка и новая рыночная экономика принесли корейцам немало возможностей. В Средней Азии, Казахстане (4), да и в России они были и остаются одним из самых образованных нацменьшинств. Значительное число корейцев преуспела в бизнесе и управлении, заняла заметное положение в деловой, политической научной и культурной элите России и СНГ(1). С другой стороны сейчас начался отток от культурных центров, некоторые постепенно становятся некими бизнес — клубами или сообществом корейской элиты, собраниями по интересам или фольклорными кружками. Какова жизненная перспектива, что ждет корейцев России и СНГ? Неужели неумолимая ассимиляция? Но, в Средней Азии и Казахстане этому мешает русскоязычие и отношение к исламу, в России — расовый тип, фамилии, национальная идентичность и резко усилившееся в последние годы чувство национальной гордости. Для многих слишком уж сложным в освоении является корейский язык и мало реальных преимуществ дает владение им рядовому российскому, узбекистанскому или казахстанскому корейцу. Возрождение в качестве новой особой этнической группы? Да, скорее всего, и дальше будут жить в России и странах СНГ Кимы, Ли, Паки, Цои, Тены, Ханы, Лимы, Соны… Корейцы с русскими и европейскими именами, пристрастием к огородничеству, предпринимательству, точным наукам и торговле, медицине, педагогике, культуре, музыке, спорту, добродушию и любви к острой пище…(9).
У российских корейцев стоит задача не забывать свои корни, сохранить их, вырастить здоровое дерево национального самосознания, чтобы передать их своим детям и внукам. Корейцам Российской империи, Советского Союза, России и СНГ, оторванным от далекой прародины, нелегко было сохраниться, но они не только выжили, но и внесли немалый вклад в развитие, культуру, быт и традиции рядом проживающих народов. Оставаясь национально самобытным, российские корейцы, в то же время многое почерпнули и переняли у русских, других народов многонациональной России, с которыми они длительное время проживали вместе (3).
Наши предки сохранили для нас бесценную сокровищницу духовности, народной мудрости, выраженную не только в памятниках высокой материальной культуры, но и в бытовой, повседневной жизни. Это устоявшиеся традиции, обычаи, семейные обряды, психологии, житейских правил, пронесенные сквозь десятилетия нашими предками, мы просто обязаны передать потомкам.
Корейцы стремятся, чтобы у них было больше друзей, которые изучают и понимают историю, судьбу, национальный характер, традиции и обычаи, менталитет российских корейцев, являющихся неотъемлемой частью одного из 194 народов Российской Федерации.
Российские корейцы являются составной частью единой российской нации в дружной семьи народов Российской Федерации!
Использованная литература
1.Бугай Н.Ф. Российские корейцы: перемены, приоритеты, перспектива. — М., 2014. -456 с.; ил.
2.Информация о выполнении Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации российских корейцев» (№ 3721-1 от 1 апреля 1993 г.) Корейцы в Союзе СССР – России, С. 175 – 176.
- Ким В.М. Кто мы? Где мы? Куда мы идём? Энциклопедия корейцев России. – М., РАЕН, 2003. – с. 899-904.
- Ким Г.Н. Социально-культурное развитие корейцев Казахстана. Алма-Ата, 1989;
- Ли У Хе, Ким Ен Ун. Белая книга о депортации корейского населения России в 30-40-х годах, М., 1992.
- Рахманкулова А.Х. Документы Центрального государственного архива Республики Узбекистан по истории депортации в Узбекистан в 1930-е годы (на примере корейцев). Ташкент, 1999.
- 1937 год. Российские корейцы. Материалы научной конференции «60 лет депортации корейцев России с Дальнего Востока в Казахстан и Среднюю Азию» (Москва, август-сентябрь1997) «Первое марта», 2004.
- Шин Д.В., Пак Б.Д., Цой В.В. Советские корейцы на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – М., 2011.- 615 с.; ил.
- Хан В.С. К вопросу об этнокультурной идентичности корейцев Узбекистана. История, культура и быт корейцев Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана: Материалы междунар. науч. конференции. – Бишкек, 2003. – 218 с.
- Коре сарам. Энциклопедическое издание -2019. Сост. Ким В.Н. Ким М.И. Чен В.С.. М., 2020, 440 с илл..
Интересные факты
Наиболее распространенными корейскими фамилиями являются: Ким (21% всех корейцев), Ли (14%), Пак (8%), Чхве (или Цой), Чон, Чан, Хан, Лим и т.д. Но каждая фамилия имеет и некую точную родословную (многочисленные рода – пон). Люди из одного пона не могут быть мужем или женой. Корейское имя состоит из фамилии в основном из одного слога и имени как такового обычно из двух слогов. Правда у российских корейцев преобладают русские и европеизированные имена. Фамилия следует первой. Женщины в Корее не берут фамилию мужа после замужества, однако их дети носят фамилию отца.
Корейские фамилии короткие, состоящие из одного слога, а имена и отчества давным-давно русские. Произошло это от того, что первые корейцы, перешедшие под российское подданство ещё 160 лет назад, приняли православие и при крещении, соответственно, получили русские имена. Глаза узкие, а душа русская, хотя лица со смуглой кожей… Характер у корейца, словно скрытый вулкан; решительный, быстрый и смелый. Внешне корейцы всегда спокойны, но внутри у них бурлит настоящий вулкан страстей. Вулкан вулканом, а вот эмоции показывать у корейцев не принято. Даже выяснения отношений в узком семейном кругу крайне редки. Гармония окружающего мира – прежде всего! Мужчина – голова, жена – шея. В корейской семье слово отца для детей – закон. Правда иные мужчины отмечают, что это слово им на ухо шепчет жена, но так, чтобы никто не видел и не слышал. Зато, встречая мужа с работы, в старые времена супруга обязательно примет из его рук портфель и поможет снять пальто или куртку. А могла и опуститься на колени и развязать шнурки его ботинок.
Трудолюбие, граничащее с трудоголизмом, – тоже отличительная черта национального характера, при соблюдении строгой субординации. Корейцы, в большинстве своём не страдают от лишнего веса, а все потому, что их национальная кухня очень острая, в ней много риса, овощей, рыбы и морепродуктов. Да ещё к тому же и сильно подвижные, физическая нагрузка им в радость.
Учиться, учиться и учиться. Скромные, вежливые, не любящие публичности – это все про корейцев. Они традиционно придают внимание хорошему образованию детей. Среди российских корейцев издавна число людей с высшим образованием очень высокое. И во всём мире считают самыми прилежными учениками.
Особая национальная черта – это почитание родителей и стремление к образованию. Во всем мире признают, что в числе лучших, самых старательных студентов – корейцы. По характеру корейцы уживаются везде и со всеми, к тому же у них примерная законопослушность и миролюбие. Тем не менее, заметно, где бы ни жили корейцы, они всегда сохраняют свой образ жизни, культуру, обычаи и традиции.
***
- Первое, что спросит у Вас кореец после приветствия — какова фамилия, пон (род) и сколько вам лет — чтобы построить правильные взаимоотношения
- Корейцы очень трудолюбивы, потеря работы — крах всего святого в жизни
- Получение образования, лучше высшего — показатель ценности личности
- Каждый пятый кореец носит фамилию Ким, восьмой — Ли, десятый — Пак
- В Корее стараются избегать числа 4, потому что оно созвучно со словом «смерть». Поэтому в зданиях часто после третьего этажа идёт пятый, либо четвёрка заменяется буквой F
- Морковь по-корейски (морковчя) — блюдо, придуманное русскими (советскими) корейцами и не имеющее отношение к традиционной корейской кухне
- Корейцы употребляют много перца и алкоголя. Среднегодовое количество алкоголя в год на душу населения — около 10 л. в Республике Корея. Коре сарам им явно не уступают
- Корейцы едят сытный и острый суп под названием сиряк-тянмури, в основе которого лежит использование свинины и пекинской капусты. Очень хорошо помогает при похмелье.
- Наиболее острым блюдом у корейцев является пуктяй. Обычно пуктяй готовится из овощей и мяса, заливается мясным бульоном с добавлением приправы твенджан, перца, яиц и др. Также прекрасно снимает похмелье
- Большинство корейцев близоруки, так как много читают, при этом линзам они предпочитают очки, сие показатель хорошего ума, начитанности и грамотного человека
- Корейцы в своей основе индивидуалисты, даже среди олимпийских и мировых чемпионов — спортсмены только в личных видах спорта
- Нельзя писать имя живого человека красными чернилами — это навлечет на него смерть. Всё дело в том, что корейцы раньше имя умершего писали красными буквами на похоронном полотнище, надгробной плите
- Гроб корейцы несут головой вперед. Изначально в Корее хоронили покойных на высоких холмах и поэтому несли именно так
- Корейцы называют Японское море Восточным. Это связано с давними конфликтами между Кореей и Японией. А Жёлтое море корейцы называют Западным.
***
Мы в Telegram
Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.