В начале был… танец

Совсем недавно на сцене Государственного республиканского академического корейского театра состоялся замечательный творческий вечер, посвященный сразу двум артисткам, преданным своему делу и театру, известным своей яркой деятельностью в искусстве – ведущей солистке Корейского театра Зое Викторовне Ким и балетмейстеру Ларисе Валентиновне Ким. Обе отдали театру десятилетия своей жизни, обе знают цену хлеба актера, обеих роднит любовь к театру и буквально органическая связь с корейским искусством, нести которое людям они считают делом всей своей жизни, делом чести. В центре внимания были рассказ и интервью Юрия Цая (на счету талантливого режиссера много значимых работ, имеющих собственный почерк), благодаря которым удалось рассказать о многих страницах из биографий артистов корейского храма искусств, чьи судьбы тесно переплетены с биографией самого театра. Подумалось тогда: «А ведь действительно и пишут историю театра талантливые артисты, и имя ему создают тоже в первую очередь они – преданные искусству певцы, танцоры, актеры разных жанров. Поэтому, поговорив под вечер в нашей рубрике «Гость редакции» Зоей Викторовной, мы решили тут же побеседовать (следуя логике рассказа Юрия Цая, наверное) с балетмейстером, ассоциированным профессором («Искусствоведение»), профессором кафедры «Педагогика хореографии» КазНАИ имени Т.К. Жургенова Ларисой Валентиновной Ким.

Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что деятельность Ларисы Валентиновны не только заметна в постановке любой пьесы, любого театрализованного представления. Без ее школы, без выхода ее учеников на сцену нет спектакля. Если даже постановка, казалось бы, не нуждается в хореографическом оформлении, оно присутствует в деталях, без которых восприятие материала будет неполным.

Многие актеры Корейского театра, вспоминая свои первые шаги в профессию, говорят об очень раннем своем желании быть актерами. Скажите, Лариса Валентиновна, вы всегда мечтали о сцене?

– Я танцевать всегда мечтала. Сколько себя помню, мне нравилось танцевать. С самого детского сада. Меня брали на танцы, видимо, потому что легко было работать с ребенком, который сам все время приплясывает и таким образом чувствует музыку.

Но все вас знают больше как педагога, хотя и на сцене вы танцевали в свое время, и были успешны в классическом танце.

– Видимо, это противоречивость моей судьбы, моей натуры. Я воспитывалась в патриархальной семье, помню, была очень тихим ребенком, даже стеснительным до такой степени, что соседи долгое время не знали, что в семье, кроме сына, есть еще дочь, то есть я. Что интересно, мне очень нравилось быть такой незаметной, тихой девочкой, которая не доставляет никому проблем, требуя к себе внимания.

Совсем не по-детски.

– У меня и к танцам было очень серьезное отношение. Родители мои были далеки от искусства. Когда узнали, что я собираюсь поступать в хореографическое училище, восприняли это спокойно, понимая, что их дочь случайного выбора не сделает. Ну, а когда узнали, что конкурс, который я выдержала при поступлении, 15 человек на место, поняли, что все очень серьезно.

Там же все о сцене мечтают. Зачем тогда танцевать?

– А я и в те юные годы, мне было 18, мечтала ставить танец, быть педагогом, балетмейстером. Так и получилось в результате. Правда, работу актера я знаю, но она меня не увлекла до такой степени, чтобы стать профессией. Опять же сцену любому хореографу нужно познать, для того чтобы иметь собственный опыт, быть компетентным наставником своим ученикам – тем, для кого она станет местом работы, то есть если кому-то из моих учеников покажется что-то некомфортным, я это смогу прочувствовать через физику своего тела. Так мой собственный сценический опыт помогает мне как педагогу.

Наверное, поэтому, когда уже в театре шел творческий вечер и вы «живьем» не выходили на сцену, это поначалу удивило, а потом стало незаметным вовсе – главная тема была в другом.

– Это спасибо Юрию. Он смог понять меня, рассказать обо мне так тонко и с учетом моих пожеланий. Моя роль другая, со сценой связана, но не напрямую, а посредством моих учеников, через которых идут мои идеи, мысли и благодаря которым радость от успеха, если он состоялся, увеличивается в разы.

Как вы думаете, откуда вообще так рано некоторым хочется танцевать, а некоторые к этому вообще равнодушны, хоть и талант у них может быть?

– Я думаю, что танцевать для человека – естественное состояние. И сначала у человечества вообще был язык жестов, а уж потом возник язык звуков и слов. Просто некоторые развивают свой древнейший язык, а большей части людей удобнее общаться словами.

А может, это талант рвется наружу?

– Танцевать, просто танцевать, любит очень много людей, а настоящих талантов не так уж и много. Иногда смотришь, все в человеке есть: и внешность, и чувство ритма, и все другие необходимые качества, а хореографического понимания от него не добьешься, в нем этого просто нет, и ничего с этим не поделаешь.

И что же, расставаться приходится?

– Сцена жестокая, иногда приходится и расставаться. Видите ли, не все можно взять старанием и упорством. Если, например, у художника плохие краски, полотна не получится. Так и здесь. Но стараюсь все делать тактично. Человек сам обычно понимает. Бывает наоборот – нужна поддержка. Человек десять мне удалось удержать в профессии. В хореографическое училище ведь случайных людей попадает немного. В основном это способные молодые люди, которые, столкнувшись с трудностями студенческой жизни, например, принимают решение поменять профессию. И здесь важно, чтобы человек понял, что нужно взять себя в руки и постараться преодолеть все преграды, стоящие на пути. Талант даётся единицам, и человек, которому он дан, обязан использовать его в полной мере. Вот сейчас многие из них пишут мне, говорят спасибо, что в свое время убедила их остаться, и это приятно.

А у вас были такие моменты, когда хотелось поменять профессию?

– Мне всегда везло с окружением, люди на моем пути в основном встречались хорошие. В самые переломные моменты встречались и те, кто поддерживал, не дал сломаться, направлял по верному пути. Но однажды случилась и темная полоса в моей жизни. Когда мои взгляды принципиально не совпали с позицией вновь прибывшего руководства театра. Помню, это были сложные переломные 90-е годы. К власти пришли люди, на мой взгляд, преследующие весьма далекие от искусства цели. Помню, тогда мой мастер курса, непререкаемый авторитет, известный казахстанский хореограф Булат Аюханов сказал примерно следующее: «Ты со своим талантом не должна работать под таким руководством…», и тогда он пригласил меня в свой театр «Молодой балет Алма-Аты». Только поставив несколько одноактных балетов в этом высокопрофессиональном коллективе, ко мне вернулась уверенность в себе как балетмейстера. А это для меня в то время было крайне важным, потому что для любого творческого человека свойственно сомневаться в себе, в своих силах. Это и мешает иногда, и является двигателем творческих идей и воплощений. Поэтому я очень бережно отношусь к своим студентам, начинающим свой прекрасный тернистый путь в искусстве. Не всегда нужно давить и требовать, иногда помогает просто поддержка.

А бывает, что вы вдруг увидите, что девочка талантлива, прямо со сценической внешностью и данными, готова танцевать и восхищать…

– Мы, к сожалению, не можем принимать в балетную труппу театра, руководствуясь только этими параметрами. Родителям советую присмотреться и попробовать начать заниматься танцами, в случае успеха получить профессиональное образование. Для работы в театре необходимо специальное хореографическое образование, хотя за редким случаем бывают исключения. По простой причине – мы не можем обучать артистов с нуля, необходимо иметь хотя бы начальный багаж профессиональных навыков: классический танец, народный танец, modern, contemporary dance и т.д. Азам традиционного корейского танца мы учим уже в стенах театра. Это требование обусловлено репертуаром, который сегодня имеет богатую разножанровую палитру, в спектаклях которой балетная труппа играет весьма значительную роль. Другой вопрос о танце для себя. В этом случае, я считаю, занятие танцами приносит огромную пользу. Это добавляет плюсов к тому, что мы раньше называли гармонично развитой личностью. Умение красиво двигаться – это все о культуре. Человек, воспитанный танцем, как показывает жизнь, дисциплинирован, коммуникабелен, толерантен, организован и так далее, и у меня есть много примеров! Все мои ученики, которые и не танцуют профессионально, успешны в жизни. Поэтому я за то, чтобы все мальчики и девочки учились танцевать. Это воспитание культуры, отношения к окружающим. Я, например, среди городской толпы всегда вижу тех, кто дружен с танцем. Они – другие. Они по-другому двигаются, ведут себя в обществе. Это внутреннее состояние прививается через занятия танцами. – Ну и воспитание сильных педагогов. – Да, наша казахстанская хореографическая школа славится традициями, сильными педагогами. Во всяком случае, я своим воспитанникам всегда говорю: «Вы особенные уже потому, что служите искусству».

Что в Корейском театре сегодня особенно радует вас?

– Талантливые молодые люди, которые готовы служить искусству, а еще то, что сейчас попасть к нам мечтают многие, интерес к корейскому искусству растет и у представителей других национальностей. Жаль, конечно, что мало выпускников корейской национальности выходит из стен профессиональных учебных заведений. Но ничего с этим не поделаешь. Театр живет и с ним интересно.

– Спасибо за откровенный разговор и ценные мысли, Лариса Валентиновна! Очень надеюсь, что мы еще не раз поговорим на заданные вашими постановками темы.

Тамара ТИН

***

Источник: https://koreans.kz/news/v-nachale-byl-tanec.html?lang=ru

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

Комментирование закрыто.

Translate »