Корейские коммунисты в Томске (1919-1923 г.г.)

Валерий Ким

Весной 2023 года я обратился в Центр документации новейшей истории Томской области с просьбой найти в этом госархиве анкеты корейских коммунистов, проживавших в Томске в 1920-1923 г.г. Ведь некоторые из ойротских корейцев, расстрелянных в 1938 году, проживали в этом городе. Они работали в китайской артели по набивке папирос, в прачечных или служили в Томском батальоне ВЧК. Например, Сон Ти Ене, Ти Та Е, Ко Сан Ик и другие интернационалисты.

И вот какой ответ я получил через некоторое время вместе с копиями документов столетней давности.

В интернет-ответе из томского архива сообщалось, что архивные работники Центра документации новейшей истории Томской области просмотрели фонд Томского губернского комитета РКПб, но никаких записей о корейских интернационалистах Сон Ти Ене, Ти Та Е и Ко Сан Ике, живших в Томске в 1920-1923 г.г., не выявили. Однако среди анкет, личных и опросных листов по приему в партию выявлен личный листок кандидата в члены РКПб Юн-Ха-су (1887 г.р.), который служил в Томске в армии Керенского, а потом находился небольшое время в плену Красной армии.

Среди протоколов фонда выявлены также протоколы и отношения (?) Корейского национального общества за 1920 г.

Кроме того, просмотрены учетные карточки членов ВКПб за 1926 г., которые являются основным учетным документом, удостоверяющим партийную принадлежность. И среди этих карточек выявлена учетная карточка Ким Ден Бома (1907 г.р.).

Вот как!.. Оказывается, следы Ким Ван Гена надо было искать среди личных листков кандидатов РКПб и учетных карточек членов партии, а не только в анкете Всероссийской переписи 1922 г. Может, еще раз обратиться в тюменский архив ГАСПИТО по этому вопросу?

Что касается Юн Ха Су и Ким Ден Бома, то в списках репрессированных и расстрелянных корейцев Томской области они не значатся. Вероятно потому, что их имена – псевдонимы. Тем более, что в первые годы   советской власти   даже     многие     русские     большевики   носили   коммунистические псевдонимы. А уж корейские – и подавно!..

На всякий случай  я поискал на сайте «Открытый список» данные на корейца с фамилией Юн 1887 года рождения, проживавшего в Томске. И… нашел! Правда, звали его не Ха Су, а Чер Хый. Родился он в корейском  Кионе и проживал в Томске на улице Тверской, 18 – кв. 3. Беспартийный. Являлся членом сельхозартели «Землероб» и был арестован в 1938 г. Расстрелян как член     шпионско-диверсионной     организации,     но   неизвестно,   по   какой статье.

Других   томских   корейцев   с   фамилией   Юн в «Открытом списке» нет.

Неужели – Юн Ха Су – на самом деле Юн Чер Хый?! Но второе имя больше похоже на псевдоним, чем на родовое. То есть Юн Ха Су при вступлении в РКПб записался под родовым именем, а потом сменил его на псевдоним?.. И это томским следователям НКВД показалось весьма подозрительным?.. Возможно!

Что касается Ким Ден Бома (1907 г.р.), то на сайте «Открытый список» этот человек вообще не записан. Есть только Ким Ден Сук (1907 г.р.) – женщина. Но она проживала в г. Никольск-Уссурийский и была арестована в 1933 г. за переход границы с Китаем.

В общем, посмотрим, что будет в копиях томских документов…

Переслав 1008 руб. 56 коп. за копирование найденных документов, я с нетерпением стал ждать сообщение из Томска.

И вот что узнал в тот же день.

Во-первых, сохранился личный листок Юн Ха Су для кандидатов в члены РКПб, оформленный в 1923 году. Стаж  исчислялся с апреля 1922 года (см. фото 1).

Во-вторых, в листке Юн Ха Су записано, что он владел только корейским языком; образование – сельское; имел в семье четырех иждивенцев (кроме жены – трое детей?) Имя жены не записано, но вероятно, что она русская. Его дед был хлебопашцем-одиночкой; отец – так же; мать – домохозяйка.   Где   родился   –   не   известно.   То   ли   в России, то ли в Корее.

В-третьих, работать в качестве чернорабочего Юн Ха Су начал с 19 лет. То есть с 1906 года. Возможно, что он эмигрировал в Россию во время или после русско-японской войны. Во время мировой войны мог быть призван в русскую армию и служил  в Томском резервном полку до Октябрьского переворота.

С октября 1917 года Юн Ха Су стал работать набивальщиком папирос в китайской артели. В общем, по этим данным трудно  делать серьезные  выводы.

Но… если к сведениям личного листка добавить данные с сайта «Открытый список», то кое-что становится понятным.

Что касается корейского Киона, то возможны две версии его расположения.

По первой версии Кион – это сокращенное название провинции Кыонгый-до (Кёнгидо). Эта провинция находится в центре Корейского полуострова и на ее территории расположен Сеул. Но главным городом этой провинции в начале 20 века являлся Сувон.

По второй версии Кион – это искаженное название города Коян. Этот уездный город в провинции Кёнгидо находился в 20 верстах к северо- западу    от   Сеула.   Сейчас   является   городом-спутником   южнокорейской столицы.

Провинция Кёнгидо являлся самым густонаселенным районом Кореи. В российской книге «Описание Кореи» (1900 г.) о ней говорится следующее.

Сувон был расположен в 35 верстах от Сеула. В нем находилась одна из главных крепостей страны. Она защищала доступ к Сеулу с юга. Близ Сувона находятся могилы нескольких корейских королей, королев и принцев. В состав провинции входят три уездных города и один окружной (Инчхон). В 6 верстах от Инчхона находится открытый порт Чемульпо – ворота в Корею на Желтом море.

Город Коян расположен в гористой местности. На его дороге, ведущей в Маньчжурию,     очень   часто   появлялись   разбойники,   грабившие торговцев и всех проезжающих. В 1895 году в городе насчитывалось всего 300 домов и несколько заброшенных буддийских храмов.

Когда Сеул стал главным городом страны, то многие храмы в Кояне были разрушены, а буддийские монахи изгнаны из города. Как и в Сувоне, в Кояне также похоронены несколько корейских королевских семей.

Так как Юн Ха Су происходил из крестьянской семьи и имел сельское, а не городское образование, то вероятнее всего, что он родился в деревне или селе. Весьма возможно, что в провинции Кёнгидо – как и записано в  протоколе допросов Юн Чер Хый и на сайте «Открытый список».

По моему мнению, Юн Ха Су после вступления в партию в 1923 году взял себе коммунистический псевдоним Чер Хый. Наверняка он означал нечто похожее на  «Боевой и смелый». Надо также учесть, что в артели по набивке папирос работали китайцы и корейцы, освобождавшие Томск в конце 1919 года. Многие из этой артели перешли затем в Томский батальон ВЧК и уехали на службу в Новониколаевск. Но Юн Ха Су не мог уехать из Томска по причине своей многодетности.   Поэтому   он   нашел   работу   в   Томске   себе   по душе – в сельхозартели.   То   есть   стал   коммунаром   –   как   и   многие ойротские корейцы из колхоза «Томми».

Где был Юн Ха Су во время русско-японской войны –   не   известно.   Но   если принять, что он родился недалеко от Сеула в провинции Кёнгидо и что в 1905 году Юн Ха Су было 18 лет, то он мог стать солдатом   императорской   армии, а потом  и партизаном «Армии Справедливости». Судя по имеющимся данным, партизаном Юн Ха Су был недолго. Как и многим другим инсургентам ему пришлось бежать из Северной Кореи в Россию.

Совершенно другая судьба у Ким Ден Бома.

Этот кореец родился в 1907 году в Сучанском уезде Приморской области. Но на сайте «Открытый список» такого корейца нет. Возможно, что он в 1930-х годах умер или уехал из Томской области на Дальний Восток, где «пропал без вести».

Социальное положение Ким Ден Бома – бедняк-колхозник. Основная профессия до вступления в партию – хлебопашество. То есть он работал в сельском хозяйстве 12 лет – с 1918 по 1929 г.г. В 1929-1931 г.г. служил в корейском полку. С 1931 по 1933 г.г. был секретарем ячейки РКСМ. С 1934 г. работал в мукомольно-элеваторном институте в Томске.

В партию Ким Ден Бом написал заявление кандидатом в 1931 г. В 1932 г. был принят в   ВКПб.   №   членского   билета   2 459 806.   С   1926 г.   был   членом ВЛКСМ.

Фото 1. Копия личного листка кандидата РКПб Юн Ха Су (1887 г.р.)

За подделку «в свою пользу» протокола ячейки ВЛКСМ получил взыскание в 1931 г. Но взысканий как коммуниста в учетной карточки Ким Ден Бома нет.

Других данных о Киме нет. То ли он вернулся на Дальний Восток после 1934 года, то ли умер до времени сталинского террора.

В общем, изучение биографических данных двух томских корейцев не дало убедительного ответа на вопрос как они попали в Россию и чем занимались в Корее.

Более интересный документ, найденный в Томске, посвящен созданию в этом городе филиала Новониколаевского общества корейцев (см. фото 2).

Фото 2. Письмо в Новониколаевский Губком о создании Корейского национального общества от февраля 1920 г.

орейское национальное общество в Новониколаевске было организовано 29 ноября 1919 года. То есть сразу после освобождения этого города от колчаковцев. Вероятно, потому что среди раненых красноармейцев, оставшихся на излечение в Новониколаевске, оказалось много корейцев. Их  отряд ушел в сторону Томска, Барнаула и Бийска, а оставшихся в городе корейцев надо было чем-то занять, чтобы они не слонялись по городу в поисках случайных заработков вроде набивки папирос табаком и стирки белья в прачечных…

В феврале 1920 г. в Корейском национальном обществе в Новониколаевске состояло 112 членов.

Так как большинство корейских интернационалистов – это бывшие солдаты или младшие офицеры корейской армии и партизаны «Армии Справедливости», то самой главной задачей перед Корейским национальным обществом являлось полное освобождение Кореи от японских захватчиков, но не Всемирная Пролетарская Революция. К ВПР корейцы собирались присоединиться только тогда, когда изгонят японцев из своей Родины.

Вот что сказано в протоколе организационного собрания новониколаевского Корейского национального общества:

«Новониколаевское Корейское национальное общество ставит своей основной целью:

а) объединение вокруг себя всех корейцев, проживающих в г. Новониколаевске и его окрестностях;

б) защита интересов своих соотечественников;

в) содействие в нравственном и культурном развитии корейских граждан, как входящих в состав общества, так и не входящих в таковое;

г) восстановление политической независимости Кореи на основе самоопределения народов;

д) борьба с Японией за экономическую и политическую самостоятельность Кореи;

е) противодействие японскому империализму в Азии;

ж) утверждение в Корее социалистической трудовой республики.

з) для осуществления своих задач общество в области политической деятельности ведет широкую пропаганду среди корейцев о необходимости объединения вообще, а в частности нас,   корейцев,   находящихся   в железных тисках японских капиталистов, похитивших самым вероломным образом нашу свободу;

 Права общества:

  • Общество пользуется всеми правами юридического лица;
  • Общество имеет печать с надписью…

                  Организация общества:

  • Общество составляется из отдельных лиц, объединяющихся для достижения намеченных сим уставом целей;
  • Членами общества могут быть только корейцы;
  • В члены общества не принимаются японофилы и вообще те, которые сочувствуют… идеям восточных народов;
  • Право приема новых членов, а также исключение из общества принадлежит общему собранию членов;
  • Общество ведет регистрацию корейцев, как прибывающих, так и убывающих из него;
  • Снабжает своих соотечественников свидетельствами о принадлежности к корейской нации;
  • Входит в состав организаций, объединяющих вокруг себя отдельные организационные   группы,   стоящих   на   общей

платформе с Новониколаевским национальным корейским обществом;

  • Поддерживает тесную связь с корейскими и другими государственными организациями, преследующими одинаковые цели путем переписки и делегирования своих представителей.
  • Стоит на страже своих соотечественников, способствуя поднятию их нравственного, культурного и материального уровня;
  • Оказывает вспомоществование нуждающимся соотечественникам, когда нужно;
  • Издает журналы, газеты, разные брошюры на корейском языке;
  • Устраивает лекции, библиотеки, школы для взрослых и прочее;
  • Поддерживает тесную связь со всеми организациями, преследующими культурно-просветительскую цель, и устраивает, если возможно, сотрудничество с последними;
  • Безусловно воспрещает пьянство, азартные игры и другие неблаговидные деяния;
  • Применяет к лицам, учиненным в одном из означенных деяний, самые решительные меры;

Учредителями новониколаевского Корейского национального общества являлись Хон Сун Бок, Д. Юн Яков Анатольевич, Я Тхай Пенхи, Коу Ни Ён и Ким Тон Таки. Но что это были за корейцы, осталось для меня неизвестным. На сайте «Открытый список» нет ни одного корейца или китайца даже с похожими  именами.

Устав Корейского национального общества был утвержден 3 января 1920 г.   Его   подписали     председатель     Новониколаевского   Ревкома   В.Д.

Дружицкий и секретарь Соболевский. При этом следует отметить, что с января 1920 г. Новониколаевск стал центром всей Томской губернии, а Томск был понижен до уездного города. Точно также, как Тюмень из уездного города превратилась в губернский, а Тобольск – в уездный.

На вопрос о том, был ли Юн Ха Су членом Корейского национального общества в Томске, можно ответить утвердительно. И по году его рождения, и потому, что он вступил кандидатом в РКПб в 1922 году, и по социальному происхождению. То есть он был готов отдать все силы за освобождения своей Родины от японцев. Тем более, что служил в русской армии, а потому имел военный опыт.

Такие же или похожие корейские общества были созданы и в других губернских городах Западной Сибири.

К сожалению, этот прекрасный план работы Корейского национального

общества оказался плохо реализуем в силу множества причин. Как говорится в русской пословице: «Гладко было на бумаге – да забыли про овраги!»

Но для меня это не имеет большого значения. Ведь я понял, что помимо анкеты Всероссийской переписи членов РКПб 1922 года можно искать личные листки кандидатов в члены РКПб и учетные карточки членов партии. Сам я до этого не мог додуматься, так как не состоял в КПСС   и   даже   не   собирался вступать в партию, уничтожившую моего деда и деда моей жены. Тем более, что я в молодости не планировал делать партийную и служебную карьеру.

Я решил поискать среди корейцев, расстрелянных в Томской области (56 человек) тех, что работали в сельхозартели «Землероб» вместе с Юн Чер Хыем. В первую тех, что были родом из Кореи или родились в конце 19 века.

И вот какой получился результат:

  1. Ким Михаил Иванович, 1884 г.р., Россия, Уссурийский уезд; кладовщик;
  2. Николаев Александр Николаевич, 1880 г.р., Корея, Ченсан; председатель артели;
  3. Тян Сан Неру, 1905 г.р., Корея, д. Мокедон; член артели;
  4. Цой Иван Федорович, 1898 г.р., Россия, Уссурийский уезд; рабочий;
  5. Пак Но Ир, 1909 г.р., Корея, г. Сензу, член артели;
  6. Юн Чер Хый, 1887 г.р., Корея, Кион, член артели;

Вроде бы совсем немного. Но надо учесть, что в этот список не попали те корейцы из артели «Землероб», что родились в России на Дальнем Востоке в начале 20 века и не могли принимать участия в партизанском движении против японцев. Зато в списке присутствует Николаев Александр Николаевич,

председатель артели. И хотя по данным «Открытого списка» он был беспартийным, но как председатель артели он должен был быть коммунистом. Просто перед арестом его исключили из ВКПб.

В списке артелей Томска за 1924 г. артель «Землероб» не значится. И никакой информации об этой артели нет. Но возможно, что она имеется в газете «Красное знамя», выходившей в Томске с 1921 по 1995 годы. Эта газета оцифрована и ее можно читать в электронном виде в Интернете. Но я просматривать газету не стал, посчитав это дело очень трудоемким. Когда-то я в течение года читал газету «Красная Ойротия» за 1920-1938 г.г. и понял, что это занятие – настоящий «сизифов труд».

Но можно попытаться найти информацию о корейском городе Ченсан, в котором родился Александр Николаевич Николаев. Судя по его имени, в СССР он жил под псевдонимом. И это, конечно, очень не понравилось томским следователям, заподозрившим корейца в японском шпионаже.

В книге «Описание Кореи» написано, что в провинции Северный Кёнсан-до есть уездный город Ченсен. Но больше о нем ничего не сказано. Главным городом этой провинции является город   Тэгу   (Тайку).   Северный

Кёнсан-до (сейчас Кёнсандо) находится на юго-востоке Кореи и омывается Японским   морем.   Самым   крупным городом этой провинции является Пусан.

В южнокорейской провинции Канвондо есть также уездный город Чонсон. Он находится в горной местности недалеко от Японского моря в восточной части Южной Кореи.

В обоих случаях можно считать, что кореец Александр Николаевич Николаев происходил из Южной Кореи. Попасть в западносибирский город Томск он мог только как бывший солдат корейской армии или как бывший партизан «Армии Справедливости». Возможно, что он воевал с колчаковцами на Среднем Урале и оказался в Томске, освобождая этот город от войск Колчака. А взять себе русский псевдоним этот кореец мог тогда, когда вступил в партию РКПб.

В исторических статьях, посвященных освобождению Томска от белогвардейской власти , сказано, что 30 дивизия Пятой Красной армии Томск не освобождала. Произошло это потому, что в Томске 17-18 декабря 1919 года   произошло   большевистское   восстание.   Власть   в городе перешла к Военно-революционному комитету и его штабу.

Повстанцам удалось захватить все ключевые объекты: почту, телеграф, вокзал, типографию, район города Заисток. Приказ № 1 восставших требовал сложить оружие всем колчаковским частям и гарантировал сдавшимся неприкосновенность. Но полного выполнения этого приказа, конечно,  не произошло. Поэтому только 18 декабря последний оплот колчаковцев в районе городской тюрьмы был сломлен. Из тюрьмы были выпущены более тысячи заключенных, разбежавшихся сразу по разным районам города. Потом их пришлось собирать и вновь садить в тюрьму за новые преступления…

Весьма возможно, что в этом восстании на стороне большевиков принимали участие и корейцы, служившие охранниками в двух концлагерях и в городской тюрьме. Точно также, как корейцы в Мурманске 21 февраля 1920 г. приняли самое активное участие в свержении белогвардейской власти в Мурманском крае. Но при советской власти этот факт очень тщательно скрывали. Восставших корейцев в большевистской печати называли китайцами, а корейские фамилии заменяли на китайские. Но документы, сохранившиеся в мурманском Госархиве опровергают участие китайцев в этом восстании. Точно такая же ситуация – по моему мнению – была и в Томске 17 декабря 1918 года. Поэтому, весьма возможно, что Юн Ха Су и другие корейцы принимали участие в свержении колчаковской власти в Томске.

19 декабря генерал Пепеляев с личной охраной бежал из города, а его войска сдались без боя частям Красной армии. Первым в Томск вошел 17 Уральский полк, а за ним и другие полки 30 стрелковой дивизии Пятой армии. Это привело к дезорганизации всей Первой Сибирской армии Колчака и паническому ее отступлению в сторону Ачинска и Красноярска.

Формировался 17 Уральский полк и вся Пятая Красная Армия на Южном Урале. В первую очередь из уральских и петроградских рабочих, а также из уральских крестьян, иностранных военнопленных, китайских и корейских наемных рабочих. Поэтому понятно, каким образом некоторые раненые, контуженые и больные корейцы из Уральского полка оказались в Томске. Когда их воинская часть ушла из города, этим корейцам пришлось приспосабливаться к мирной жизни. Некоторые пошли работать в китайскую артель по набивке папирос, другие нанимались на работу к зажиточным горожам и крестьянам, третьи же пошли служить в Томский батальон ВЧК. Среди последних были Сон Ти Ене, Ти Та Е, Ко Сан Ик и другие интернационалисты, расстрелянные впоследствии в Ойрот-Туре.

Вот что сказано о пехотном Восьмом резервном Томском полку в Википедии.

В 1902 году в Томске был образован Восьмой резервный батальон. В 1904 году он был переформирован в Восьмой пехотный   Сибирский   Томский полк. Он вошел в состав Второй пехотной дивизии и отправлен на Дальний Восток в действующую армию, ведшую бои с   японцами   в   Маньчжурии.   В Томске был оставлен только один батальон для охраны пленных японцев, доставленных из Маньчжурии, и для поддержания порядке в городе.

В боях с японцами Томский пехотный полк много раз отличился, но при этом нес большие потери. И эти потери приходилось восполнять зачислением в полк новых офицеров и рядовых, прибывавших из России. Весьма возможно, что в полку воевали и корейцы-добровольцы, набранные из бежавших из Кореи инсургентов. Именно таким образом Юн Ха Су и другие корейцы могли оказаться в Томском пехотном полку и вместе с ним выехать после окончания войны в Томск в 1906 году. Ведь Юн Ха Су в своем Личном листке кандидата в члены РКПб записал, что стал работать с 1906 года. Весьма возможно, что он продолжал служить в этом полку до 1917 года.

В 1910 году Восьмой Томский резервный полк был переформирован в 42 Сибирский стрелковый полк. Располагался он в Томске в Красных казармах – на территории современного предприятия «РОЛТОМ». В 1914-1918 г.г. принимал участие в мировой войне. После заключения Брестского мира полк возвратился в Томск и был расформирован.

Запись в Личном листке Юн Ха Су о том, что он в 1917 году служил в «армии Керенского» позволяет считать, что он не участвовал в мировой войне, а служил в Томске в батальоне, охранявшем пленных   немцев   и   австрийцев.

Именно поэтому был арестован в конце октября 1917 года и находился некоторое время в плену у большевиков. Весьма возможно, что вместе с ним служили в охранном батальоне Николаев Александр Николаевич и Ким Михаил Иванович – будущие работники артели «Землероб». А также другие члены этой артели, родившиеся в Корее в 1880-х годах или в начале 1890-х…

История нахождения пленных Первой мировой войны в Томске весьма обширна.

Пленных размещали в свободных казармах 42 Сибирского стрелкового полка, в полном составе ушедшего на фронт. И если Юн Ха Су действительно служил в этом полку до 1917 года, то его не отправили на фронт, а оставили в охранять пленных немцев и австрийцев, размещенных в опустевших казармах. Кроме того, пленные жили   в   заброшенном   монастыре,   в   городской тюрьме, в складских бараках, на скотобойне (как и в Тюмени), в школах и частных домах. Например, в Доме науки размещалось 1200 военнопленных (!).

До 1915 года пленные свободно передвигались по улицам, занимались попрошайничеством, а офицеры, имевшие при себе деньги, посещали рестораны, синематограф и театр, а самые буйные из них попадали в полицейские участки.

Но после 1915 года в Томске были построены два концлагеря в районе улицы Ярлыковской (ныне Карташева) и на территории Северного военного городка (ныне подшипникового завода).

Условия нахождения пленных в те годы в концлагерях очень сильно отличались от условий советских концлагерей. Пленные днем работали на предприятиях города или в частных мастерских, а вечером возвращались в лагерь «на отдых». Был в Томске даже оркестр военнопленных чехов, сопровождавший немые кинокартины в кинотеатре «Глобус». Некоторые пленные имели художественные способности или образование, а потому занимались прикладными искусствами в художественных мастерских. В них изготавливались мебель, кабинетные принадлежности, расписывались фарфоровые изделия, дерево и т.д.

Естественно, после крушения Временного правительства очень многое в жизни томских военнопленных изменилось. Кто хотел возвратиться на родину, стремились выехать из Томска по Сибирской железной дороге. Многие немцы, австрийцы и венгры поддержали советскую власть и пошли служить в Красную гвардию. А вот чехи и словаки приняли активное участие в чехословацком восстании в Томске и в свержении власти большевиков в 1918 году.

Думаю, что корейцы были на стороне большевиков, а не белогвардейцев. Ведь царь Николай Второй предал всех корейцев, заключив с японцами мирный договор и договор о взаимопомощи.

Поняв, что в Томском пехотном полку во время русской-японской войны и после нее служили корейцы, я попытался найти информацию на эту тему в Интернете.

Действительно, на одном сайте сказано, что в ходе русско-японской войны часть российских корейцев служили в русских войсках на Дальнем Востоке и принимали участие в боевых действиях против японской армии. Но сколько их было конкретно, на этом сайте не сказано. Зато сказано, что во время Первой мировой войны участие корейцев в русской армии на Западном фронте приняло массовый характер. Вот как!.. Выходит, что Юн Ха Су мог воевать в 42 Сибирском стрелковом полку и с немцами?..

На другом сайте сказано, что подполковник Генерального штаба Корф представил 3 ноября 1904 года своему командованию служебную записку  с предложением создать из корейцев отряды ополчения, способные выполнять диверсионные и разведывательные задачи на флангах и в тылах японской армии, ведшей боевые действия с русскими в Северной Корее и в Восточной Маньчжурии. По расчетам Корфа в северо-восточных провинциях Кореи можно   было   поставить   под ружье в короткий срок более 6 тысяч ополченцев.

Но этот план не был реализован в силу того, что корейское общество было расколото на сторонников как России, так и Японии. Разрозненные партизанские отряды корейцев не могли противостоять хорошо вооруженным и отлично обученным японским военным. В конце концов партизан загнали в труднопроходимые   районы   Кореи   и   Маньчжурии   и   разбили   по   частям…

Более подробно и более развернуто написано о корейцах, принимавших участие в русско-японской и мировой войне, на сайте «Корё сарам».

В 1900-1901 г.г. у России произошел вооруженный конфликт с Китаем из-за «Боксерского восстания». В результате этого конфликта русские  войска

взяли Пекин и заставили китайское правительство подавить Боксерское восстание и прекратить обстреливать русско-китайскую границу по Амуру из пушек. Для борьбы с китайскими повстанцами в корейских пограничных селах на русской стороне границы создавались добровольческие дружины, вооруженные трехлинейными винтовками.

Известно, что во время русско-японской войны отряд принца Ли Бом Юна в количестве 1000 человек из корейцев неоднократно нападал на японцев в разных частях Северной Кореи и Восточной Маньчжурии, нанося им ощутимые потери. Этот отряд был приписан к одной стрелковой дивизии русской армии и хорошо вооружен трехлинейными винтовками русского производства. В этом отряде воевали как российские корейцы из Приморской области, так и инсургенты из Кореи.

После окончания русско-японской войны  по закону от 18 марта 1909 года в Приморской области была введена всеобщая воинская повинность. Православные корейцы Приморской и Амурской областей призывались на три года на действительную военную службу. При этом в отличие от русских деревенских парней, для которых призыв на службу в армию был тяжелым ярмом, корейцы шли на службу бодро, весело и даже с энтузиазмом…

Когда в 1914 году началась «европейская» война, в русскую действующую армию на Западном фронте были призваны до 400 корейцев – офицеров и солдат. Но гораздо больше их служило в запасных полках на Дальнем Востоке и в Сибири. Вот только сколько их было конкретно?..

В газете «Новое Время», издававшейся в Санкт-Петербурге,  от 25 октября 1915 года было напечатано, что 3000 корейцев обратились к генерал-губернатору Приамурского края Гондатти с просьбой о немедленной отправке их в действующую армию. Автор статьи объяснял это тем, что уклонявшиеся от воинской повинности  российские корейцы автоматически лишались права на земельные наделы и были вынуждены уйти с территории России в Маньчжурию.

В газете «Забайкальская новь» от 13 ноября 1914 г., издававшейся в Чите (центре Забайкальской области), в статье «Корейцы добровольцы» сказано, что «24 православных корейца подали прошение о зачислении их в действующую армию. Побуждения, заставившие их обратиться с этой просьбой, заключаются в желании сражаться со своими единоверцами за свою вторую родину – Россию. Ввиду того, что эти 24 добровольца не русские подданные, вопрос о зачислении их не может быть решен немедленно, но вероятно их настойчивая просьба будет удовлетворена».

Вот так! Это статья убедительно подтверждает мои выводы о том, что в русской армии служили и воевали во время Первой мировой войны не только российские корейцы, но и корейские беженцы, покинувшие свою страну из-за японцев, а также корейские инсургенты, вынужденные перейти на территорию России после разгрома свои повстанческих отрядов. Они принимали православие для того, чтобы им разрешили проживать на территории России, но оставались подданными Кореи.

Именно из таких корейцев был Юн Ха Су! Ведь в 1914 году ему было 27 лет. То есть он находился в самом боеспособном возрасте.

Итак, российские корейцы и корейцы из Кореи воевали в русско-японской и Первой мировой войне на Западном фронте. Но больше всего их было, все-таки, в запасных полках, расквартированных на Дальнем Востоке и в Сибири, и занимавшихся охраной пленных немцев и австрийцев. Личный листок кандидата в члены РКПб Юн Ха Су подтверждает это.

***

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

Комментирование закрыто.

Translate »