КНДР глазами художника Василия Филипповича Денисова

Фото 1. Василий Филиппович Денисов, не позднее 1971 г.[1]

Е.А. Вострикова
(ИСАА МГУ, Москва)

Автор выражает глубокую признательность и благодарность супруге художника Римме Ивановне Денисовой и его сыну Александру Васильевичу Денисову за бесценные воспоминания и фактологический материал, а также Александру Сергеевичу Вострикову за полезные консультации.

В 1974 и 1985 гг. советский и российский живописец В.Ф. Денисов (1931–2010) побывал в творческих командировках в КНДР. Результатом поездок стал цикл тематических произведений «Путешествие по Корее». Центром данного исследования являются картины, которые Денисов написал в ходе командировок или позже в мастерской по мотивам своих поездок по Северной Корее.

В статье приводится краткая биография художника, описывается его творческий путь, живописные методы и технические подходы. Живопись Денисова характеризуется разнообразием мотивов и тем, широким спектром жанров: портрет, натюрморт, бытовые сцены, пейзаж. Произведениям мастера присуща глубокая выразительность и смелость колористических решений. Всегда проявляя интерес к этнографическим деталям (элементам архитектуры, одежды, быта, природным и климатическим особенностям), Денисов в своих картинах объединил художественность с достоверностью, благодаря чему смог передать национальный корейский колорит и создать неповторимый образ КНДР середины 1970-х – середины 1980-х гг.

В распоряжении автора статьи имелись полные или частичные сведения о четырнадцати акварельных картинах и ряде зарисовок небольшого формата корейского цикла. В ходе изучения «корейских» произведений Денисова была предпринята попытка систематизировать их, разделив по условным темам, и найти первоисточник того или иного живописного образа.

Картины художника и воспоминания его семьи послужили материальной базой исследования.

Ключевые слова: В.Ф. Денисов, живопись, акварель, международное культурное сотрудничество, КНДР, Пхеньян, Кэсон, Самильпхо, Кымгансан.

Современный советский и российский художник Василий Филиппович Денисов (1931–2010) родился на хуторе Никонорово в Московской области. Происходил он из крестьянской семьи, в которой было шестеро детей. Творческая натура и тяга к прекрасному проявились в нем рано. Василий Филиппович вспоминал, что очень хотел научиться танцевать и вальсировал среди пасущихся коров, когда его отправляли присматривать за стадом. Мальчик ходил в обычную сельскую школу, где уже в начальных классах увлекся рисованием. Его старший брат Иван был скульптором-самоучкой, участвовавшим в создании статуй для ВСХВ/ВДНХ. Василий часто зарисовывал работы брата. Однажды летом в компании друзей он попал на занятия к художнику (имя, к сожалению, установить не удалось), который снимал дачу неподалеку. Сразу разглядев талант и выделив его работы среди прочих, этот неизвестный живописец стал первым учителем Денисова. Аксинье Николаевне, матери Василия, мастер сказал, что сына надо отдать в художественную школу и обязательно развивать его творческие навыки. И хотя мальчик в те годы мечтал стать летчиком, судьба его была предопределена. Аксинья Николаевна твердо сказала: «Будешь художником!».

В Московское художественно-графическое педагогическое училище Василия взяли сразу на второй курс. Позже он поступил в МГХИ им. В.И. Сурикова (1955–1961), где Денисов сначала пошел на факультет живописи, через год перевелся на графику. Его учителями были знаменитые советские художники – график, книжный иллюстратор, мастер плаката М.М. Черемных, график, книжный иллюстратор Е.А. Кибрик, график, офортист М.Н. Алексич. После окончания Суриковского института в 1964 г. Денисов вступил в Союз художников СССР. Он рано достиг профессиональных высот и уже в 1975 г. получил звание Заслуженного художника России, став в этот период самый молодым обладателем этого почетного звания.

Насыщенную творческую жизнь Денисов всегда успешно совмещал с общественной деятельностью в Союзе художников: активно участвовал в работе комиссии изобразительного творчества Ассоциации деятелей искусства Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД), входил в состав правления Творческого объединения станковой графики, на протяжении многих лет являлся активным членом Всесоюзной акварельной комиссии.

Состоявшийся мастер долгие годы преподавал живопись, рисунок и композицию в Московской средней художественной школе (МСХШ им. В.И. Сурикова при Академии Художеств СССР, сегодня МЦХШ РАХ). Денисов приложил немало усилий к воспитанию нескольких поколений молодых художников. Среди его учеников много выдающихся живописцев: С. Пресекин, Н. Ватагин, И. Лубенников, А. Сибирский, Е. Филимонова, Д. Белюкин, И. Бареос и др., работающие сегодня по всей стране. Василий Филиппович был необыкновенно чутким, добрым и скромным человеком, который всегда помогал советом и делом, ученики и коллеги между собой называли его «наше солнышко».

С 1959 г., еще будучи студентом МГХИ им. В.И. Сурикова, художник начал участвовать в выставочном процессе. Произведения Денисова неоднократно экспонировались на всесоюзных, республиканских, московских и зарубежных групповых выставках (всего около 40). В разное время состоялось шесть персональных выставок автора. В 2012 г. в ЦДХ в Москве прошла масштабная юбилейная ретроспективная выставка «Самый солнечный человек», на которой было представлено более трехсот картин художника.

Денисов неоднократно брал на себя обязанности руководителя творческих художественных групп. До начала 1990-х годов вместе с коллегами-единомышленниками Василий Филиппович постоянно принимал участие в организации всесоюзных акварельных выставок. Как куратор он подготовил арт-проекты «Восток-запад», «Слияние двух лун», «Паутина времени», выставку «Симфония настроения», международную выставку «Москва-Париж», большое количество групповых зарубежных выставок.

Сегодня работы художника находятся более чем в сорока российских и зарубежных музейных и частных коллекциях. Произведения Денисова хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Эрмитаже, Музее Академии художеств (в коллекции этих музеев входит дипломная серия линогравюр мастера, посвященная строительству Братской ГЭС), в музеях Томска, Тюмени, Сыктывкара, Магнитогорска, Челябинска, Смоленска, Петрозаводска, Иркутска, в музеях и частных собраниях Украины, Латвии, Казахстана, Узбекистана, Польши, Болгарии, Германии, Израиля, США, Англии, Франции, Японии и др.

Творческий диапазон Василия Филипповича был очень широк: на протяжении всей своей профессиональной карьеры художник писал маслом, темперой, работал в техниках литографии, гравюры, офорта, но в первую очередь он проявил себя как выдающийся мастер-акварелист. Денисова по праву можно считать основоположником современной экспрессивной школы акварели. Суть этого реалистического направления живописи предполагает, что, рисуя с натуры, автор перерабатывает художественный образ, концентрируя внимание на самом главном, акцентируя основной мотив цветом, более тщательной проработкой и опуская второстепенные детали. Прозрачные акварельные краски позволяют художнику с неожиданной точностью передавать природные объекты особой размытой формой мазка, сочетая его при необходимости с четкими и аккуратными линиями контуров. При этом автор всегда должен стремиться к сохранению целостности рисунка. Василий Филиппович объединил классические подходы к акварельной живописи и новые техники свободной работы «по сырому»[2].

Творчество мастера характеризует разнообразие любимых мотивов и тем. Он обращался к широкому спектру жанров: портрет, натюрморт, бытовые сцены, но с самого начала пути в искусстве Василий Филиппович отдавал предпочтение пейзажу. Его картинам всегда была присуща глубокая художественная выразительность, исчерпывающая образность, энергия и смелость колористических решений. Работая акварелью, художник выбирал тон чуть сильнее, чем в натуре, сознательно усиливал яркость красок и насыщенность выбранных цветов: при высыхании они становились мягче и светлее. Абсолютное владение техникой давало возможность Денисову писать быстро, что является важной особенностью акварельной живописи, так как позволяет добиться гармонии общего тона во всем произведении. Прирожденный композиционный дар и способность к виртуозной живописной импровизации отличают индивидуальный творческий почерк мастера.

Еще одной доминантой произведений художника является глубокий лиризм восприятия действительности, который был следствием бесконечного восторга и удивления Василия Филипповича тому прекрасному, что он видел и остро переживал в окружающем мире. Именно поэтому природа, изображенная во всем ее многообразном величии, стала основным источником вдохновения художника, а неисчерпаемая природная мощь и безудержность стихии оказались главными героями его произведений. Акварель, создающая слоистость, тени и текстуры, переходы и переливы, позволяла ему писать бескрайние океаны, бурлящие моря, текущие реки, замершие озера, проливные дожди, порывы ветра, которые выступали постоянными объектами художественного внимания мастера. Чуткий наблюдатель Денисов, работая на Курильских островах, замечал: «Симфония ветров – настоящая музыка: звук в скалах меняется от силы ветра».

Фото 2. Фотографии из творческих поездок молодого художника.

Василий Филиппович был заядлым путешественником. Погоне за карьерным успехом он всегда предпочитал непрерывное движение, новые впечатления и интенсивную работу. По словам Александра Васильевича, сына художника, постоянно находясь в творческом поиске, он смог облететь, объехать и пройти весь бывший СССР, также восемь раз побывал за рубежом (со своим учителем Е.А. Кибриком ездил во Францию, посещал Испанию, Польшу, Болгарию, Югославию, КНДР). Неизменно из близких или далеких поездок мастер привозил большие, проработанные тематические циклы картин, часто по мотивам путешествий создавал отдельные произведения уже дома. Василий Филиппович говорил, что каждую новую тематическую серию работ он начинал так, как будто первый раз брался за кисть, впечатленный разнообразием и красотой мира.

В поездках художника часто поджидали настоящие приключения. Так, Денисов содействовал поимке японской шхуны, зашедшей в территориальные воды СССР. Василий Филиппович и его коллега-художник жили в казарме пограничников на одном из Курильских островов. Когда они работали на пленэре[3] рядом с погранпостом, им поручили сразу извещать заставу, если на горизонте появится неизвестное судно. Однажды так и случилось, художники в срочном порядке сообщили военным, после чего произошел обстрел и захват японского нарушителя. По возвращении в Москву Денисов был награжден знаком «Отличник погранвойск», который присваивается за проявление особой самоотверженности при охране государственных границ.

В КНДР художник побывал дважды. По приглашению корейской стороны в 1974 г. (предположительно в апреле-мае) Денисов посетил Северную Корею в составе группы из двух человек. Вторым художником был Л.В. Кабачек (1924–2002). Поездка состоялась в рамках «Выставки советской акварели в КНДР», проведенной в Пхеньяне. По воспоминаниям Риммы Ивановны, супруги художника, командировка продолжалась около сорока дней. Вторая длительная поездка (предположительно в августе-сентябре 1985 г.) была приурочена к групповой выставке «СССР – КНДР: 40 лет дружбы», которая проходила в Доме дружбы народов[4] в Москве и в Пхеньяне. Римма Ивановна также вспоминает, что в одну из этих поездок Василий Филиппович вовремя не попал на самолет, и ему пришлось вылететь в Корею с опозданием на неделю.

Оба раза для иностранных гостей была организована насыщенная обзорно-экскурсионная программа, художникам показали не только Пхеньян, но и самые известные культурные и природные достопримечательности КНДР. Василий Филиппович рассказывал, что им выделили машину и специального сопровождающего. Мастера, увидев живописное или интересное место, часто просили остановить автомобиль, чтобы сделать наброски или остаться рисовать на более длительный период. Однако пока сопровождающий и водитель обсуждали, возможно ли это, привлекший внимание пейзаж оставался уже давно позади, и машина тормозила совсем не там, где художникам хотелось поработать.

Результатом творческих поездок стала серия картин, которые можно объединить в цикл «Путешествие по Корее». Большая часть листов была передана мастером корейским коллегам, отдельные картины еще при жизни Василия Филипповича разошлись по частным коллекциям. Однако благодаря усилиям Александра Васильевича некоторые «корейские» произведения сохранились в семейном собрании.

На сегодняшний день имеются полные или частичные сведения о четырнадцати акварельных картинах и ряде зарисовок небольшого формата (акварель, карандаш и фломастер) корейского цикла, которые были написаны автором в поездках, либо позже исполнены дома в мастерской. Некоторые произведений корейского цикла упомянуты в списке акварельных работ мастера[5], но местонахождение их неизвестно, поэтому мы приведем их краткое описание, опираясь только на воспоминания Александра Васильевича.

Так как в нашем распоряжении картин совсем немного, а художник к отдельным сюжетам возвращался неоднократно, было принято решение представить произведения не в хронологическом порядке, а разделить их по условным темам.

Рис. 1. В парке Пхеньяна. Бумага, акварель. 16×23,5. 1974 г.

Естественно, первым, что увидел Денисов в КНДР был Пхеньян. Небольшая акварель 1974 г. называется «В парке Пхеньяна» (рис. 1). На ней автор запечатлел одно из самых живописных исторических мест города – ворота Тэдонмун (大同門 대동문)[6]. Находятся они в маленьком парке на набережной реки Тэдонган, совсем недалеко от Площади Ким Ирсэна. Ракурс, выбранный художником, подразумевает, что река протекает за архитектурным памятником. С левой стороны виднеется небольшая традиционная постройка, в которой хранится крепостной колокол Пхеньяна (평양종각)[7], чуть дальше расположен павильон Рёнгванджон (련광정), который не вошел в композицию.

Скорее всего, Денисов писал на пленэре и за один короткий сеанс закончил работу, не требующую дальнейших дополнений или переделок. Мастер выступает здесь тонким колористом, чьи цветовые решения обретают чистоту, придавая свежесть и целостность всей композиции. Он использовал терракотово-красный и неяркий зеленый, характерные для многих старинных корейских построек. При всей кажущейся эскизности рисунка чувство изображаемой формы позволило художнику точно передать фактуру и архитектурные элементы древних ворот, чутко уловив национальный мотив, раскрывающий типичные особенности корейского традиционного зодчества: легкость деревянных конструкций, мягкую линию изгиба кровли, декоративные коньки крыш, полосы черепицы, ритмичные круглые колонны, кладку камней.

Следующий сюжет, к которому автор возвращался несколько раз, –Пхеньянский Большой театр (평양대극장), одно из самых красивых зданий города. Надо отметить, что современные северокорейские живописцы также часто обращаются к данной теме.

После своей первой поездки в КНДР Денисов создал акварель «Большой театр в Пхеньяне» (1976 г.). 1985 годом датируются две картины с названием «Театр оперы и балета в Пхеньяне» (рис. 2). Композиционно все три работы почти идентичны, отличается только их цветовое решение: ранний лист исполнен в темных тонах, более поздние произведения – светлее[8].

Рис. 2. Театр оперы и балета в Пхеньяне. Бумага, акварель. 56×65. 1985 г.

Самый первый вариант картины, которого нет в нашем распоряжении, автор писал с натуры. Позже он повторял и интерпретировал сюжет. Ракурс, выбранный Денисовым, может свидетельствовать о том, что художник работал со стороны гостиницы «Пхеньян», расположенной неподалеку от театра. Именно в этой гостинице в 1970–1980-х годах обычно селили иностранцев, приезжавших в Северную Корею. Из ресторана гостиницы был выход на балкончик, с которого мастер мог писать городской пейзаж.

Капризная и непредсказуемая акварельная техника подчиняется кисти художника. Композиционная целостность и общее ощущение гармонии в произведениях указывают на то, что работы выполнялись за один сеанс. Направление мазка в фигурках людей и широкой площади перед зданием театра, многочисленные колонны, стволы деревьев, уличный фонарь организуют пространство по вертикали. Картины отличаются насыщенной гаммой палитры с контрастными цветоотношениями. Художник изобразил дождливый вечер: свет из окон театра и от большого фонаря, проникающий через слои влажного воздуха, ярко бликует и отражается на мокром асфальте.

Образы и позы спешащих в театр людей под зонтиками упрощены, но для специалиста-корееведа очевидно – женщины одеты в стилизованную национальную одежду, что до сих пор не редкость в Северной Корее и не ускользнуло от внимательного взгляда художника.

Рис. 3. Город Кэсон. Бумага, акварель. 56×65. 1976 г.

Еще одним городом, который Василий Филиппович посетил в КНДР, стал Кэсон. Это древняя столица государства Корё (918–1392) с богатой и интересной историей, находящаяся сегодня недалеко от 38-й параллели, границы между Северной и Южной Корей, и являющаяся популярным туристическим направлением.

Над акварелью «Город Кэсон» (рис. 3) Денисов работал в 1976 г. в мастерской. Он либо повторил ранее созданную картину, либо писал пейзаж на основе набросков, оставшихся от поездки 1974 г. Художник изобразил вид на одну из центральных улиц города Тхониль кори (통일거리, или улица Объединения), по которой в дождливый день спешат люди. В левой верхней части листа виднеется крыша старинных ворот Намдэмун (南大門 남대문).

Благодаря использованию в картине многоплановой композиции художник достиг пространственной убедительности. Четыре плана, следуя один за другим, слоями создают перспективу: сначала широкая залитая водой дорога, далее линия каменного забора и невысоких традиционных домов, за ней более высокие современные строения, на заднем плане мы видим далекие горы, почти сливающиеся с небом. Сочетание слегка изогнутых черепичных крыш и раскинувшихся, как крылья летящей птицы, крыш современных зданий задает ритм в произведении.

С помощью богатства тона и напряженных контрастов мастер добился цветовой гармонии. Накладывая краску в несколько слоев, Денисов создал утонченные сочетания разных оттенков сиреневого, коричневого, розового, голубого. Изысканное колористическое многообразие привносит в куртину ощущение влажного воздуха, мелкого дождя и мокрой взвеси над горами. Виртуозный художник-акварелист учитывал и использовал свойства белой бумаги, выступающей в роли фона: длинные, совсем светлые размывы луж на проезжей части, выполненные широким свободным движением кисти, перекликаются с серо-сиреневыми полосами неба; почти белые дома отражают свет, подсвечивая всю композицию. Яркими акцентами выступают только фигурки пешеходов в красном.

Мастер проявил внимание к отдельным деталям городского пейзажа. Он написал женщину, несущую за спиной маленького ребенка (именно так, приматывая младенца к спине, носили детей в традиционной Корее), стилизовал в духе корейского алфавита надписи лозунга на плакате, размещенном на стене одного из зданий.

К следующий теме можно отнести пейзажи, включающие изображение сельской жизни. Предположительно 1974 г. датируется акварель «Серебряное утро». По воспоминаниям Александра Васильевича, художник в этом произведении изобразил идиллический пейзаж. Используя смелый ракурс с горы, он написал рисовые поля, освещенные лучами солнца, по краям которых расположил высокие тополя. Стаффаж (изображение фигурок работающих людей) оживлял композицию, придавая ей масштабную соразмерность. В семейной коллекции сохранился только небольшой эскиз этой работы.

Рис. 4. На рисовых полях КНДР. Бумага, акварель. Фрагмент. 1976 г.

Еще одна пасторальная картина – «На рисовых полях КНДР» (рис. 4). Пейзаж создан в 1976 г. в мастерской, однако Денисов мог опираться на более ранние натурные зарисовки. На фоне высоких гор художник изобразил небольшую деревню, расположенную среди заливных полей. По дороге, окаймленной почти исчезающими в лучах солнца деревьями, едет трактор с прицепом. Мастерство Денисова в использовании акварели проступает в этой работе с особой силой. Он писал «по сырому», тактично используя цвет. Предельное пластическое совершенство картины создано благодаря передаче световоздушной среды. Тихое звучание мягких красочных переходов, плавность размывок, очертания, теряющие четкость и ясность, создают ощущение иномирия. Цвет на расстоянии не меркнет, а наоборот, набирает силу в контурах вздымающихся гор, так как огромное солнце светит прямо на зрителя. И только осязательная предметность форм трактора, домиков, линий электропередач и развевающихся флагов возвращает нас к реальности. При всей кажущейся сказочности сюжета, автор был точен в изображении важных для себя объектов: трактор на картине называется «Чхоллима», его прототипом являлся советский трактор «Владимирец»; деревенские дома с традиционными чуть загнутыми крышами до сих пор можно встретить в северокорейской провинции, как и флаги по обочинам полей.

Существует упоминание об акварели 1985 г. «Весна на рисовых полях»[9], однако никаких сведений об этой работе обнаружить не удалось.

Рис. 5. Беседка над озером. Бумага, акварель. 48×36. 1974 г.

Еще один условный тематический раздел можно обозначить как природные достопримечательности КНДР. К нему относится работа 1974 г. «Беседка над озером» (рис. 5). Исходя из особенностей рельефа местности, очень точно написанных автором, очевидно, что на листе запечатлено окруженное горами озеро Самильпхо (三日浦 삼일포)[10]. Сложный ракурс одновременно направляет взгляд вверх на парящую над гладью воды беседку и вниз на берег озера. Закольцованность композиции создает глубину пространства в картине. Мастерски исполненная световоздушная перспектива, которая передает неоднородность освещения пейзажа лучами солнца, пробивающимися сквозь тучи, уводит внимание зрителя с переднего плана картины к зеленоватой глади воды, островам в центре озера и дальше к почти исчезающим очертаниям светло-голубых гор на горизонте. Такой прием визуально сближает произведение Денисова с корейскими традиционными пейзажами. Природную идиллию оживляют фигурки людей, гуляющих вдоль берега или плавающих на лодках. Эффекты легкости и воздушности, сочетающиеся с ощущением видимой массивности прибрежных скал и ступеней лестницы, нюансы света, тонкие тональные переходы помогли художнику уловить и передать настроение переменчивой погоды. С большой вероятностью мастер писал этот пейзаж на пленэре и создал его буквально за несколько часов.

Рис. 6. Дорога на юг. Бумага, акварель. 54×64,5. 1985 г.

В 1985 г. Денисов создал акварель «Дорога на юг» (рис. 6). По воспоминаниям Александра Васильевича к данной теме художник возвращался еще раз, существовала более поздняя одноименная работа.

Принимая во внимание название и запечатленный рельеф, можно предположить, что на картине изображена старая дорога, которая проходит на юг по восточному побережью от г. Вонсан в сторону гор Кымгансан. Эта дорога пролегает совсем близко к морю, а чуть дальше в глубь полуострова расположены железнодорожные пути. И хотя большая часть побережья в этом районе представляет собой длинные песчаные пляжи, ближе к горам береговая линия меняется, становится изрезанной и более извилистой, в море россыпью встречаются небольшие островки.

Денисов очень точно уловил природный мотив, который помог отразить впечатления мастера: бурлящие волны, темное грозовое небо, движение воздуха – одна стихия в картине сливается с другой. Работе присуща особая острота композиционных приемов. Сложный поворот дороги и линии контуров направляют взгляд зрителя вдаль. Все элементы изображения сомасштабны и ритмичны, однако образ старой сосны, искривлённой под порывами ветра, приобретает гротескный характер. Она доминирует в плоскости листа и навивает чувство тревожности, которое усиливается колористическим решением картины. Мощность и контрастность чистых цветовых звучаний создана игрой на слабой и интенсивной насыщенности скудной палитры, передающей меняющийся свет и оттенки воды. Можно с уверенность утверждать, что это самая экспрессивная картина «корейского» цикла, которая в полной мере отражает творческие подходы художника.

Рис. 7. Алмазные горы. Бумага, акварель. 36×48. 1986 г.

Следующий лист называется «Алмазные горы» (рис. 7), он создан в 1986 г. в мастерской. На протяжении веков горы Кымгансан, или Алмазные горы, были источником вдохновения для многих корейских живописцев. Величественную горную гряду запечатлел и Василий Филиппович. Картина отличается импульсивностью, графической смелостью и свободой выражения художественных переживаний, источником которых выступает созерцание. Эскизный характер и в то же самое время законченность композиции определяют и усиливают лирический настрой всего произведения.

Пока еще редкие всполохи осени созданы автором с помощью акварельных размывов, наплывов, отмывок. Лишь стволы и ветви отдельных деревьев переднего плана написаны более четкими острыми линиями. Просвечивание листа бумаги в незаполненных художником фрагментах белого фона играет активную роль в построении всего композиционного пространства картины. Взвесь тонкого, едва уловимого красочного пигмента дальних планов ослабевает, растворяясь в воздухе клубящимся туманом. Все эти колористические достоинства произведения отражают совершенную технику Денисова.

Для нас становится очевидным, что Василий Филиппович ведет диалог с корейскими средневековыми мастерами. Работа «Алмазные горы» демонстрирует его глубокое понимание их творческих методов, подходов и художественных концепций. Сформулированная еще в XI в. китайским художником-пейзажистом и теоретиком живописи Го Си (1020/1023 – ок.1085) «концепция трех далей» («принцип трех глубин»), которая объясняет способы передачи перспективы, была основополагающей в корейской традиционной пейзажной живописи. Суть этой концепции заключалась в том, что пространственная глубина свитка разделялась художниками на высокую, глубокую и ровную даль (задний, средний и передний планы)[11], каждая из них была параллельна общему плану картины. Чаще всего три дали, или три плана, сочетались в одном произведении за счет «вен дракона», условных линий (дороги, ручьи, водопады, туманы – т.е. некие пустоты), которые связывали все объекты композиции воедино. Зритель блуждал взглядом от одной дали к другой, как будто странствуя внутри свитка. Именно эту особенность традиционной дальневосточной живописи, так называемую «нефиксированную позицию зрителя», которая позволяет смотрящему углубиться в пространство картины, парить над ним словно птица или выходить за рамки произведения, домысливая то, что находится за пределами, обозначенными краями бумаги, Денисов сумел уловить и передать очень точно. Считав знаки и распознав параллели, опытный зритель видит, что доминантами листа «Алмазные горы» являются образное звучание эпичности и космологический дух, дающие простор для размышлений.

Среди работ художника упоминается также лист «Водопад Курён» [12], предположительно написанный в 1974 г. Водопад Курён, или водопад Девяти драконов, находится в горах Кымгансан и является одним из самых живописных на Корейском полуострове. Выдающееся изображение водопада принадлежит кисти великого средневекового живописца Ким Хондо (金弘道 김홍도, 1745–1806), чья картина «Водопад Девяти драконов» (九龍瀑 구룡폭) хранится сегодня в Художественной галерее Кореи в Пхеньяне и широко известна северным корейцам. Конечно, Курён привлек внимание Василия Денисовича, но дополнительных сведений об этой работе пока не обнаружено.

В ходе своих поездок Василий Филиппович создал много портретов корейцев. Мастер обладал талантом быстро и точно писать портреты акварелью, что является очень сложной задачей для художников. Из этой категории работ удалось найти только картину «Цветущая азалия» (рис. 8). К образу кореянки в национальной одежде Василий Филиппович обратился в 1976 г., уже после возвращения из первой творческой командировки в КНДР. Он написал нежный и в то же время яркий в цветовом отношении портрет юной девушки, точно передав элементы традиционного корейского костюма: модель облачена в короткую розовую кофточку чогори с бантом корым на груди и объемную сине-фиолетовую юбку чхима.

Интересно, что в композиционных подходах имеется определенное сходство с вертикальными свитками типа мииндо (美人圖 미인도), или «портретами красавиц», которые были распространены в корейской традиционной живописи позднего периода Чосон в XVIII–XIX вв. Современные северокорейские художники также любят этот сюжет, изображая красавиц по схожим иконографическим канонам. Вероятно, Василий Филиппович мог видеть подобные произведения и взять их за основу, интерпретировав и переработав образ главной героини по-своему.

Рис. 8. Цветущая азалия. Бумага, акварель. 80×60. 1976 г.

Фигура девушки обрамлена пышными соцветиями, исполненными свободно растекающимися красочными пятнами, которые художник расположил на изгибах ветвей. Они, как ореол или сияние, окружают героиню. По воспоминаниям Александра Васильевича, мастер называл растение азалией, чьим цветением он любовался в Корее весной. Тонкое колористическое решение воплощено в перекличке оттенков розового в кофточке модели и цветах азалии, зеленовато-синего в юбке и редких листочках растения. В темных волосах, собранных в низкий пучок, автор создал деликатные блики светло-розового и нежно-голубого. Особенно удался художнику цвет кожи девушки, оттененный легким румянцем. Мягкий контур лица, обрамленного выбившимися из прически прядками, дугообразные брови, глаза в форме серпа молодого месяца, аккуратный носик, плотно сжатые пухлые губы – перед нами идеал корейской женской красоты.

Александр Васильевич упоминал также, что существовала акварель, которую он условно назвал «Девочки-балерины». На ней в большом зале с высокими окнами и блестящим полом, отражающим свет, две девочки-балерины танцуют, остальные стоят у станка вдоль стены. Скорее всего, художника возили на экскурсию во Дворец пионеров, где дети занимались в разных творческих и спортивных секциях. Именно это посещение могло вдохновить его на создание картины.

Вернувшись в Москву, Василий Филиппович не прерывал свои связи с КНДР. Александр Васильевич рассказывал, что в мастерской у отца бывали северокорейские художники, которых всегда сопровождал переводчик из посольства. Денисов показывал им свои произведения, живописцы обменивались работами. Также он организовывал для иностранных коллег мастер-классы, на которых делился опытом.

Подводя итоги, отметим следующее: к какому бы мотиву ни обращался художник, колористическое многообразие сочеталось в его работах с философской глубиной. Настоящий экспериментатор, который всегда стремился к открытию и познанию новых горизонтов, Денисов, используя экспрессивные возможности искусства, множество специфических и оригинальных техник, смог в своих произведениях объединить художественность с натуралистичностью и достоверностью. К его творчеству, без сомнения, можно применить понятие «целокупное видение», которое предполагает, что созидатель, с одной стороны, не дробит впечатление, воспроизводя некий обобщающий целостный образ, но в то же время не уничтожает индивидуальность объекта, выделяя главные его характерные особенности.

С удивительной точностью Василий Филиппович отразил самобытность, присущую именно Корее и корейцам. Интерес автора к этнографическим деталям позволил уловить неповторимый колорит, раскрывающий типичные национальные особенности: состояния корейской природы, элементы традиционной архитектуры, одежды, быта, в прямом смысле слова genius loci – дух места.

Библиография

  1. В странах друзей. М.: Советский художник, 1977. 128 с.
  2. Самосюк К.Ф. Го Си. Л.: Искусство, 1978. 102 с.
  3. The book of wanderings. Книга странствий. Международный художественный альбом. ООО «ИПК Парето-Принт». 223 с. [Без пагинации].
  4. Vasily Denisov. Каталог работ. ИПО «Автор». [Без пагинации].

[1] Все фото и иллюстративные материалы предоставлены семьей художника.

[2] Работа «по сырому» предполагает, что бумага приклеивается водой к пластику или стеклу. Плотно прилипая к поверхности, она не деформируется и не смещается. Обычно бумага остается мокрой в течение 2–3 часов, за это время художник должен завершить основной объем работы. Важно, что в акварельной живописи бумага выступает не только в качестве основы, но и является одним из изобразительных средств. Белый фон бумаги активно отражает свет, ее разного типа фактура, которая может впитывать или держать на поверхности воду, позволяет достичь нужных живописных эффектов (степень размывания краски, отмывки, заливки, цветовые переходы, точечно-штриховая техника, построение формы изображаемых объектов и пространства цветом и др.).

[3] Работа акварелью на пленэре (от фр. en plein air – «на воздухе») всегда требует от мастера отработанной техники и высокого темпа живописи. Сама природа помогает постичь натуру в ее естественном освещении. Как результат, художник может точно передать красочное богатство окружающего мира, мельчайшие изменения цвета, возникающие в естественных атмосферных условиях.

[4] Дом дружбы с народами зарубежных стран, или Дом дружбы народов, с 1959 до конца 1990-х гг. располагался в особняке Арсения Морозова на ул. Воздвиженка. В этот период здание находилось в ведении Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД). В нем регулярно проводились международные конференции, выставки, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.

[5] Vasily Denisov. Каталог работ. ИПО «Автор». [Без пагинации].

[6] Культурно-исторический памятник национальной архитектуры Кореи Тэдонмун – это восточные ворота крепости Пхёнъянсон (평양성), которые были возведены еще в период Когурё в середине VI в. Позже ворота были реконструированы в эпоху Чосон в 1576 г., затем еще раз перестроены в 1635 г. Тэдонмун всегда являлись главными воротами Пхеньянской крепости. В непосредственной близи от них располагалась переправа через р. Тэдонган, место было очень оживленным и бойким. Общая высота ворот ок. 19 м – каменный постамент с аркообразным проходом (6,5 м) и деревянное сооружение с двухъярусной декоративной крышей, к которому можно подняться по боковым лестницам. Сегодня ворота Тэдонмун находятся в микрорайоне Тэдонмун-дон района Чун-гуёк. Они признаны национальным достоянием КНДР.

[7] Колокол Пхеньянской крепости был отлит в 1726 г. Он имеет высоту 3 м, вес его составляет 12914 кг. Раньше в колокол звонили утром и вечером, а также в любых чрезвычайных ситуациях. Сегодня в него звонят только в ночь перед Новым годом.

[8] Интересно, что Василий Денисович еще ни раз писал похожие картины. В более поздних работах он изображал Большой театр в Москве (картина, исполненная маслом в 1994 г., большая акварель (?) и маленькая акварель 1997 г.). Интонационно и концептуально произведения схожи с работами корейского цикла: тщательно выстроенное условное пространство, центром которого становится здание театра, световоздушная атмосфера дождливого дня, мотив идущих под зонтиками людей повторяются художником.

[9] Vasily Denisov. Каталог работ.

[10] Озеро Самильпхо (三日浦 삼일포) находится на восточном побережье Корейского полуострова в уезде Косон провинции Канвон неподалеку от гор Кымгансан. По легенде, один из правителей, совершая путешествие, остановился на берегу прекрасного озера на ночь, но был так очарован пейзажем, что провел там три дня. Отсюда происходит название водоема – «Озеро трех дней».

[11] Высокая даль направляет взгляд зрителя по вертикали от подножия горы к её вершине. Глубокая даль предполагает изображение нескольких горных массивов, наслаивающихся друг на друга и разделяющихся ущельями. Ровная даль применяется в создании широких просторов рек и их берегов, теряющихся в туманах. Подробнее см.: Самосюк К.Ф. Го Си. Л.: Искусство, 1978.

[12] Vasily Denisov. Каталог работ.

***

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

1 комментарий

  • Сазанова Евгения:

    «Весна на рисовых полях» 1985 года хранится в КОГБУК «Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых» г. Киров , Госкаталог№ 23887383

Translate »