Творческая встреча с скульптором, заслуженным художником Российской Федерации Надеждой Шек

Ким Моисей,
председатель Совета ООК, культуролог

Общероссийское объединение корейцев при поддержке Дома народов России, редакций газеты «Российские корейцы» провели 16 ноября 2022 года творческую встречу с скульптором, Заслуженным художником Российской Федерации Надеждой Шек. Одновременно состоялась презентация книги «Надежда Шек О вечном». Архангельск. 2021. 123 с: илл.

Организаторами и участниками проекта выступили Общероссийское объединение корейцев, Дом народов России, газета Российские корейцы, представители творческой интеллигенции, общественные деятели, мастера искусств, ветераны корейского общественного движения. В мероприятии приняли участие также представители ФНКА национальных общин Российской Федерации, Всероссийского конгресса этножурналистов «Культура мира, молодежных организации и СМИ.

Мероприятие началось с открытия, встречи со скульптором, автором альбома – книги «Надежда Шек О вечном».

Ведущий вечера председатель Совета ООК Моисей Ким поздравил собравшихся с проведением превосходной встречи с известным скульптором Надеждой Шек. Не часто нам приходится встречаться с выдающимися творческими личностями. Очень рады сегодня такой возможности общения с маэстро. Вся её жизнь и творчество лишний раз показывает, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, доброжелательность помноженный на талант созидателя приносит замечательные результаты. Будучи кореянкой творческая жизнь, как говорит сама Надежда Шек состоялась на русской почве, такое состояние вырабатывает собранность, приходится всегда быть ответственной за все, ведь всегда ты на виду. Задумываешься о творчестве, своих глубоких корнях, тех пространствах, где жила, училась, трудилась. Вот в таком вечном поиске, беспокойстве и нахождении истин пребывает творческая личность Надежда Шек – незаурядный человек с восточными корнями, но выросший на русской духовной культуре!

Владимир Ли поведал, о том, что виртуальное знакомство с этой хрупкой женщиной из Архангельска началось весной 2022 года с просмотра её видео интервью, которое было показано по ТВ на канале «Россия – 24» (Архангельск). Мне было очень интересно слушать интервью, порадовался, что есть в России, да ещё и не в столице, скульптор Надежда Шек, такая талантливая, и к тому же наша соотечественница. Далее Владимир Ли, журналист, автор многих прекрасных очерков отметил, что 14 ноября с талантливым скульптором Надеждой Шек посетили московскую русско-корейскую школу, где встретились с основателем и первым директором Нелли Николаевной Эм. Потом посетили офис ООК, где состоялась беседа с президентом ООК Цо В.И. А 15 ноября с утра втроём, Надежда Шек, Моисей Ким и Владимир Ли поехали в Переделкино, в гости к знаменитому писателю Анатолий Андреевичу Киму. И вот 16 ноября в Доме народов России проходит этот творческий вечер Надежды Шек.

Нелли Эм поделилась мыслью о том, что корейцы, особенно те, которые попали в экстремальные ситуации быстро осваивают новое, важное, кажущееся недоступным. Однако трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость в достижении задуманного и дает тот редкий результат как в примере с творческой личностью Надежды Шек. Именно эти черты характера помогают многим русскоязычным корейцам достигать высоких вершин во многих отраслях знаний, общественной, творческой, производственной и культурной деятельности. И здесь пример жизни, исканий и достижений Надежды Шек является наиболее ярким. Такие люди и составляют славу и гордость своей нации.

Валентин Чен сказал о том, что много лет назад он уже писал о новом ярком имени, скульпторе Надежде Шек и поместил даже заметку в газете Российские корейцы. Однако, как — то потом связи прервались. И вот вновь теперь уже серьезно раскрывается перед нами настоящий незаурядный талант сформировавшегося скульптора. В газете поместили её интервью, теперь продолжим следить за творчеством Надежды Шек. Всё, что отражено в творчестве автора обозначает её личный, творческо-поэтический взгляд и мысли о настоящем восприятии природы, жизни, бытия, будущего. Её работы дают богатую пищу для глубоких философских мыслей и чаяний.

Надежда Шек рассказала о своём творчестве, призвании, душевных поисках, важных жизненных вехах, восприятии искусства, об исторических корнях. О том, как замышлялись и создавались её работы, которые собраны как бы в своеобразные циклы. Она отметила главенствующую роль отца в формировании её личности. Он окончил рабфак, пединститут, преподавал математику, физику, учил не одно поколение учеников, пользовался большим уважением в поселке. За сорокалетний преподавательский труд он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Её впечатлил его рисунок цветными карандашами. Это было чудо: изображение, если его поднесешь к глазам поближе, распадалось на цветные черточки, а при отдалении опять собиралось воедино! Отец был тонкой художественной натурой, все, что есть во мне, я унаследовала от него. Даже когда он ушел в мир иной, связь между нами не прервалась. Это подтверждают знаковые события, связанные с поездкой на родину предков в Южную Корею. Я ездила туда со своей выставкой, и приглашение из Сеула было получено 29 октября – в день памяти отца. А потом Русский музей в Санкт-Петербурге приобрел мою скульптуру, созданную по впечатлениям от этой поездки в Корею, – «Восточный мотив». И это произошло в день рождения отца – 7 марта! Также она рассказала, как задумывались и воплощались в произведения её основные идеи, замыслы, проекты.

Моисей Ким отметил, что Надежда Капитоновна завершила своё выступление мыслями о вечном, непреходящем, которое имеет исток и продолжение. Ведь альбом-книга так и назван О ВЕЧНОМ.

Потому и было символически верным, когда выступил племянник Надежды Шек Леонид Ким, художественный руководитель солидной Студии современного барельефа, который продолжает дело деда, тоже скульптора, у которого сызмальства всему постигал науку делать скульптуры. Вот это и есть связь поколений, вечное в своём развитии.

Состоялась презентация альбома – книги, некоторые участники встречи приобрели книги с автографом автора.

Своеобразным сюрпризом стало выступление руководителя танцевальной группы Ын Силь (Серебряная нить) Маргариты Пак, которая исполнила корейский танец.

Завершилось мероприятие дружеским чаепитием.

***

Искусство, полное любви

Юбилейная выставка заслуженного художника России Надежды Шек – событие значительное и, безусловно, отрадное в нашей сегодняшней художественной жизни, не избалованной, особенно в последние годы, знакомством зрителей с современной российской скульптурой. Факт этой выставки тем более замечателен, что проходит она в Архангельске, городе, который Надежда Шек вместе с мужем, тоже скульптором, выбрала для жизни и творчества после окончания Суриковского института сорок лет назад. Надежду, родившуюся в Узбекистане, в корейской семье репрессированных, Архангельск покорил ощущением глубины русской истории, белыми ночами и гостеприимством. За прошедшие многие годы он стал для нее родным, а ее талантливая скульптура приобрела для города значение бренда.

Работы Надежды Шек известны по выставкам в странах Скандинавии – Швеции, Финляндии, Норвегии, в которых она бывала не раз, а также в Южной Корее, где ее двухметровая композиция «О вечном» (первый вариант в Третьяковской галерее) украшает Национальный парк под Сеулом. Она автор монументальных произведений, в том числе замечательного памятника писателю Федору Абрамову, многочисленных мемориальных досок, увековечивших имена знаменитых людей Архангельска. Скульптура ее хранится в собраниях Третьяковской галереи и Музея Востока в Москве, Русского музея в Санкт-Петербурге, в музеях Архангельска и других городов, в частных коллекциях.

Шек, знаковая для скульптора фамилия («шек» по-корейски – камень), как нельзя более точно обозначает избранный ею и самый любимый материал – прочный, рассчитанный на вечность, позволяющий ей в простой, лаконичной форме передавать глубокие, сокровенные мысли и чувства. Но «шек» – это еще и свойство характера: упорного, собранного, позволившего настойчиво осваивать в течение десяти лет мужскую профессию скульптора, пластический язык европейской классической скульптуры. Освоила!

 Тяжелейшие испытания, выпавшие на долю тысяч мирных корейцев, депортированных в конце 1930-х годов с Дальнего Востока в Голодную степь Средней Азии, не ожесточили душу художника. Ее скульптура впервые по-настоящему открыла нам суть и глубину корейской культуры. История Кореи почти не сохранила пластических памятников. Хрупкие культовые постройки и их украшения погибли в результате войн и междоусобиц. Зато особое значение приобрели не материальные, а духовные ценности – эстетическое восприятие и те умения, которым обучали корейцев с детства: стихосложение, рисование, каллиграфия, игра на музыкальных инструментах. В корейских семьях всегда поощряли культ знаний и трудолюбие. Разрушая наше стереотипное, довольно примитивное представление об агрессивности восточных богов, скульптура Надежды Шек знакомит нас с иным культурным наследием – с традициями мирного, по ее словам, «кроткого народа трудоголиков». Ее маленькие сильные руки скульптора творят удивительное искусство – тонкое, трепетное, полное любви, понимания, сострадания и благодарности. В органичном слиянии высоких понятий, усвоенных ею еще в детстве, с красотой православной веры, открывшейся Надежде после ее крещения в 1997 году, у нее сформировалась внутренняя убежденность в неоценимой значимости любви к человеку. Она уверена: «Любовь не может быть сама в себе, должна изливаться на объект. Может быть, поэтому, чтобы создать портрет, мне нужно полюбить человека, проникнуться его неповторимостью, удивиться его уникальности». Эти слова скульптора о своем творчестве позволяют увидеть в них достоинство художника – человека, способного создавать такое искусство.

Знакомясь с творческой судьбой Надежды Шек, невольно задаешься вопросом, как вообще может существовать сегодня российская скульптура, особенно в регионах, после рухнувшей в стране в 1990-е годы системы организации художественной жизни, без какой-либо государственной поддержки, без традиций меценатства. А она существует, вопреки всему, являя время от времени интереснейших профессионалов, яркие художественные индивидуальности, сильные, самобытные личности, подчас выгодно отличающиеся от московских коллег.

Творчество Надежды Шек – убедительное свидетельство неких значительных позитивных процессов, которые, уверена, происходят в российской художественной жизни, в частности в скульптуре, в последние десятилетия ХХ – начале ХХI века.

Людмила Марц, член-корреспондент Российской      академии художеств, заведующая отделом скульптуры ХХ – начала ХХI в. Государственной Третьяковской галереи (в 1980–2016)

***

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

Комментирование закрыто.

Translate »