Соло под управлением Театра

Что бы она ни пела, где бы она ни пела, внимание зала ей обеспечено. Даже те, кто впервые слушает Зою Викторовну, не могут не восхититься не только ее серебристым сопрано и тем, как она владеет залом, но и тем, как держит себя на сцене – вся в произведении, которое исполняет в данный момент. Так и должно быть, конечно, но ведь певица, актриса хоть и близкие профессии, но все же не одно и то же. Можно быть певицей от Бога, но мастерство, которым владеют актеры, доступно не каждому певцу. Да и так ли это важно? В конце концов владение самым уникальным из всех инструментов, каковым является голос, это уже искусство, которого вполне достаточно слушателю, когда он пришел на выступление певца. У Зои Викторовны на этот счет есть свое мнение. Во-первых, работа в театре уже предполагает наличие способностей и актера, во-вторых, факт того, что ты трудишься в Корейском театре, где во все времена актеры, певцы и танцовщики отличаются некой универсальностью и могут справиться и с ролью, и даже с игрой на барабане, например, выходя с песней на театрализованном представлении, а третьих так ее воспитали родители – работать где бы ни была с максимальной отдачей и с максимальным результатом.

Будучи всего лишь одним из посетителей театра и корреспондентом «Коре ильбо», не перестаю восхищаться, помимо всех качеств, которыми владеет Зоя Викторовна, ее человеколюбию. Невзирая на заслуги, а она достигла высот, о которых многим только мечтать, Зоя Викторовна остается человеком очень доброжелательным, ровным в общении абсолютно со всеми. В силу своей журналистской деятельности мне к ней приходится обращаться постоянно. Я врываюсь в ее размеренную трудовую жизнь с разными вопросами, в том числе и с «мелкими», на которые вполне мог бы ответить кто-то другой из работников театра. Однако я знаю, что Зоя Викторовна одна из немногих, кто сразу откликнется и не станет отсылать к кому-то, отмахиваться, жаловаться на занятость, а тут же ответит, поможет решить проблему.

На работе, в коллективе она такая же, и если даже кому-то приходится ответить строго, каждый ее поймет, потому что в ней живет чувство справедливости и ответственности к работе (лично свою дисциплинированность Зоя Викторовна объясняет так: «Я с уважением отношусь к своим друзьям и коллегам, к их времени, к их труду…»), но сама она все равно потом очень переживает. Театр для нее свят во всех отношениях. Это не только очаг культуры всех корейцев Казахстана, он ее личный очаг, и она отдает отчет тому, что гордость за театр должна постоянно подкрепляться и отношением к нему, и пониманием  его значимости, и ни в коем случае нельзя театру опустить свою планку даже, казалось бы, в малозначительных для кого-то вещах, ибо у него есть своя недосягаемая высота, уже достигнутая славными предшественниками из целых поколений актеров.
Откуда же истоки такой завидной судьбы, где работа и семья сплелись воедино и не отнять ни того, ни другого?

Театр – это с рождения

– Зоя Викторовна, вы из потомственных актеров, петь, наверное, начали раньше, чем говорить, а пришли в Корейский театр так поздно, уже в 30-летнем возрасте. Парадокс, не правда ли? По крайней мере, многим это покажется странным.

– Действительно, официально на работу в театр я пришла довольно поздно, а вот в своем творчестве, с театром я была, кажется, всегда. Вот сколько помню себя, столько и театр помню, потому что я из тех, кого называют театральными детьми. Здесь работали мои родители. Папа был Композитором с большой буквы, мама -певицей и актрисой, подросла старшая сестра и тоже стала солисткой театра. В моем окружение все пели и танцевали – это было естественным и ни у кого никакого восхищения не вызывало то, что девочка поет. Я росла в Корейском театре и впитывала всю атмосферу богатой и трудной жизни актеров и их детей, подолгу не видевших своих родителей, так как гастроли тогда длились по полгода, жизнь артистов напоминала жизнь кочевников. В ней было все: и радости от успехов на гастролях, и горести от потерь…

В общем, за кулисами профессия артиста не рисовалась такой уж радужной. Поэтому когда я окончила школу и передо мною встал вопрос выбора профессии, я молча послушала совета родителей и поехала поступать в Ленинградский институт водного транспорта. Особенно папа не хотел, чтобы я работала в театре. Помню, он говорил, что в семье и так много актеров, пусть хоть одна дочь получит нормальную профессию. Его пожелания были вполне понятны. Для корейцев того поколения, да и сейчас так же, родителям очень важно, чтобы их ребенок выучился, получил профессию. Это чуть ли не смысл жизни семьи. В то время наши бедные родители, пережив столько трудностей, детям желали поступать либо в медицинский, либо в педагогический, профессия инженера тоже котировалась. Я была послушной дочерью и, поступив в хороший вуз, очень порадовала своих родителей.

– Но мечта-то продолжала жить?

– Конечно! Как говорится, сердцу не прикажешь. Да и когда я стала студенткой, продолжала вынашивать и еще одну мечту – сделать счастливыми своих родителей, а уж потом подумать о том, чего я сама хочу. Я думала очень наивно так. Вот окончу институт, заработаю денег и потом уже займусь своим творчеством и пением на сцене. Мне тогда казалось, что времени очень много, я молодая и все успею. Но и в вузе, влившись в студенческую кипучую жизнь, я стала активной общественницей, а как известно, в те годы было очень много всевозможных певческих конкурсов, которые проходили на очень хорошем уровне. Среди детей, молодежи, кажется, постоянно шел поиск способных, одаренных, талантливых. Поэтому и в техническом вузе мой голос был востребован. Наряду с учебой пела, участвовала в конкурсах и получала приглашения работать с очень хорошими эстрадными коллективами.

Я работала с известными диксилендами Д. Глощекина и Игнатьева-Чебушева, с оркестром Ленинградского радио и телевидения под управлением з.д.и. РСФСР В. Владимирцова, с Ленинградским концертным оркестром под управлением з.д.и. РСФСР Анатолия Бадхена. После победы в одном из конкурсов Лина Борисовна Архангельская, у которой многие тогда мечтали петь, сама подошла ко мне и пригласила в свой класс. В общем, пение никуда от меня не ушло, а позже в мою жизнь вернулся и родной театр.

– И ваши родители, ваш отец ни разу не пожалели, что лишили  родной театр такого таланта? Как профессионалы они, наверное, понимали, что их ребенок одарен?

– Мама не была особо против того, чтобы я приняла приглашение   служить в театре. А отец, конечно же из благих пожеланий, упорствовал. Но однажды был такой случай, о котором позже мне рассказал композитор, с которым папа писал музыку к спектаклю «Колокола из ада» Ен Сен Ена, Владимир Стригоцкий. Это был уже 1982 год. На студии Казахского радио записывали музыкальные партии к спектаклю. Они сидели в операторской, я в студии. И вот в какой-то момент мой очень сдержанный папа вдруг заплакал и сказал коллеге в слезах: «Что я наделал! Я загубил судьбу дочери!» Вот так я осталась в театре мирным путем.

Жизнь и любовь – это мой театр

– Удивительно, ваш жизненный пример и ваше трепетное отношение к театру говорят о том, что все, что ни делается — к лучшему, и еще о том, что если дорога твоя, то к ней неминуемо выведет тебя судьба.

–   Я на родителей не в обиде, напротив, все состоялось благодаря опять же тому, что я училась в Питере, общалась со столькими творческими людьми, мне эта яркая жизнь подарила такие впечатления и знания на всю жизнь, что я считаю те годы своим университетом. Учеба же шла постоянно. Когда меня в свой класс взяла Лина Борисовна Архангельская, она мне как-то сказала: «Это очень хорошо, что ты не пошла учиться в музыкальное училище. Да, знания ты бы там получила, но потеряла бы свою индивидуальность». Мне на всю жизнь запомнились ее слова, и я не о чем не жалею

– И все-таки, почему и музыкальной школы у вас не было?

– Я росла очень болезненным ребенком, и родители не стали меня слишком нагружать. Но то, что я пела, сыграло однажды очень важную роль в моем среднем образовании. Мы переехали в Кызылорду, школы все были очень далеко от центра, а та, что рядом с домом, считалась одной из лучших и была переполнена. Тогда наш аккордеонист из театра Николай Алексеевич, который подрабатывал еще и учителем пения в школе, взял меня за руку и привел прямо к директору: «Слушайте!» – сказал он и взял в руки аккордеон. Я спела «Две ласточки» Брусиловского и меня приняли в желанную школу благодаря пению.

– Вы живете такой яркой жизнью. Это благодаря вашей профессиональной деятельности? Театр каких лет вам наиболее интересен и любим?

– Конечно! Я же объездила весь Советский Союз, была неоднократно и в зарубежных поездках. И в Южной Корее мы учились и просто отдыхали душой, и в Северную нас пригласили с концертом.

Я всегда любила наш театр. Любила его разным. В раннем детстве эта любовь была, наверное, неосознанной. Но мне дороги и те воспоминания, когда с замиранием сердца я следила за сменой декораций. Тогда же это было, знаете как? Одна картина закончилась, упал занавес, и ты слышишь стук молотков, ждешь минут десять, когда сцена будет готова для следующего действия. Я смеялась и плакала вместе с героями и зал смеялся и плакал, с нетерпением ожидая смены декораций. Такие были постановки! Спектаклей я не пропускала еще и потому, что всегда была с родителями, а им меня не с кем было оставлять дома.

Я люблю театр и в более поздние годы, когда было столько талантливых актеров! Они думали, что просто работают, приносят людям радость, а сделали такое великое дело – создали театр как основу, благодаря которой есть сегодня в Казахстане такой очаг корейской культуры. Думаю, вряд ли они тогда думали о том, что делают  великое дело.

Я любила и концерты, и постановки, меня завораживало все, что происходит на сцене. Кажется, все крутилось вокруг театра. Он действительно уникальный уже потому, что находится не в Корее. Но сегодня, мне кажется, интереснее работать в театре и благодаря открывшимся возможностям учиться тому или иному виду искусства в Корее, и тому, что мы имеем возможность давать такие разнообразные постановки! Просто на любой вкус. У нас много театрализованных представлений, спектаклей-концертов, молодежи нравятся наши экспериментальные спектакли. Благодаря широким возможностям артистов мы можем сегодня ставить спектакли, о которых лет 10 назад даже не смели и мечтать. Это очень радует! Молодежь у нас не только талантливая, но и, в хорошем смысле этого слова, амбициозная, инициативная.

– Есть ли из национальной культуры тот материал, что нашим актерам невозможно развивать у себя, а желание  есть. И что тогда делать?

– Пхансори. Наша давняя мечта. Это пение особое. И в Корее к представителям этого уникального жанра требование очень высокое. Например, если певец исполняет пхансори, то ни эстрадное пение, ни какое другое ему недоступно. Не разрешено петь. Да, мы хотим, чтобы и у нас пели пхансори. Но это пока по многим причинам дело сложное. Выход один – учиться. А сложность в том, что учиться нужно только в Корее. Думаю, это дело будущего.

– Кого из певцов, актеров вы сегодня вспоминаете с особой теплотой и восхищением?

– Перед всем коллективом тех суровых лет я преклоняюсь. Конечно, моих родителей боготворю. Они – самородки, как многие из их сверстников. Папа, не имея образования, очень много занимался, учился сам, писал музыку. Когда что-то не нравилось, рвал и выбрасывал. Мама бегала, пыталась подобрать, он ругался, говорил, что это никуда не годится.

Мама с 14 лет уже пела в театре, у нее был красивый глубокий, сильный голос. Помню Ким Дина, Юна Петра Александровича, Ли Николая Петровича, Кима Владимира Александровича, с особой теплотой вспоминаю Ли Хам Дек.

– Вы владеете самым уникальным инструментом – голосом, и сами должны быть всегда в форме, потому что вы перед зрителем, это ваша профессия. Трудно держать все в порядке — и тело и голос?

– Да, как говорил один из певцов, инструмент можно починить, а голос – природа, он ремонту не подлежит, его нужно беречь с особой тщательностью. Стараюсь насколько получается.

– Были ли времена, когда хотелось покинуть сцену? Такое решение принимали многие талантливые артисты в связи с разными обстоятельствами.

– Никогда такого решения я бы не приняла, и в мыслях такого не было даже в 90-е годы, когда для многих стоял вопрос выживания, а не то, чтобы хранить верность делу. Я, наверное, оптимистка, верила всегда, что культура в стране поднимется.

– Вас любят зрители, со многими звездами вы знакомы лично. Что вы думаете о звездной болезни? Вам знакомы ее симптомы или есть те, у которых иммунитет от нее?

– Я не понимаю тех, кто болеет звездной болезнью. У меня не было мысли, что я лучше. Когда пришла в театр, здесь было столько талантливых артистов, что со многими стоять на одной сцене для меня было честью. Сейчас тоже есть те, кто многое делает гораздо лучше меня. Нужно учиться друг у друга, уважительно друг к другу относиться и тогда никакая звездная болезнь не грозит. А может, мне было не до нее, потому что я сама была всегда немного неуверена в себе, помнила слова отца: «Если пришла в театр, значит, нужно все делать на высоком уровне. Если не можешь, освободи сцену для других».

И еще один ответ на вопрос мне непременно хотелось бы получить от мудрой Зои Викторовны, а говорили мы о многом.

– Говорят, артистам старость не грозит, в том смысле слова, который вкладывает в него далекий от сцены человек.

– Куда же от возраста деться? Но есть песни, которые я пела в молодости, в юности и сейчас пою. Просто они с другими интонациями и ударениями. Сцена, конечно, любит молодых, но ведь «есть в возрасте любом хорошее», и я с этими словами из песни полностью согласна.

Наша справка
Зоя Викторовна Ким –
вокалистка Республиканского государственного академического корейского театра музыкальной комедии, заслуженная артистка Республики Казахстан, в театре работает с 1981 года.  В 1975 году окончила Ленинградский институт водного транспорта по специальности «инженер-экономист». Училась классическому вокалу в классе заслуженного артиста РСФСР, солиста Мариинского театра Л. Шифрина, эстрадному пению- в классе заслуженной артистки РСФСР  Л. Архангельской.

Исполнила более 20 ролей в различных постановках театра, 30 главных музыкальных партий к спектаклям (записи фонограмм и звуковых треков).

Сольные концерты, которые надолго остались в памяти почитателей ее таланта: «Мелодии любви», «Лирика сердец» (совместно с солистом-вокалистом Георгием Соном), «Разноцветная песня», «Судьба моя – Песня», «Имя моё – Жизнь».

Работы в кино: Кинофильм «Шаг», режиссер А. Митта («Мосфильм», 1992 ); сериал «Город мечты» («Казахфильм» совместно с медиа-холдингом «Нур-медиа» и продюсерским центром Aldongar Productions, 2009 ); «Свадьба Даурена» (совместное производство Казахстана и Кореи, 2022 )

Имеет награды и престижные премии: орден «За заслуги» Международного союза оборонных Организаций стран СНГ, медали «Ерен енбегi ушiн», «Еңбек ардагер», «20 лет независимости Республики Казахстан», «20 лет Ассамблее народа Казахстана», «25 лет независимости Республики Казахстан», премию Ким Дина, первые премии всесоюзного телевизионного вокального конкурса молодых исполнителей «Эфир -71» (СССР, г. Ленинград, 1971 ), дважды в 1971 и в 1975 годах становилась первой во Всероссийском вокальном конкурсе молодых исполнителей «Весенний ключ» , лауреат Международного фестиваля «Апрельская весна» (г. Пхеньян 1989  и 1990) .

Тамара ТИН

***

Источник: https://koreans.kz/news/solo-pod-upravleniem-teatra.html?lang=ru

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

Комментирование закрыто.

Translate »