Сергей Ким. Открывая звук

Современный композитор и лауреат международных конкурсов Сергей Ким рассказывает о становлении своей карьеры, преодолении творческого кризиса, взаимосвязи математики и композиции и о том, почему не перестает учиться даже после того, как его музыка звучит в концертных залах нескольких континентов.

Живет и работает в Австрии.

Меня зовут Сергей Ким и я выступаю под сценическим псевдонимом Sehyung Kim.

РОДИЛСЯ Я В семье известных казахстанских музыкантов: гитариста Геннадия Кима и певицы Мун Гондя. Несмотря на среду, музыке начал обучаться довольно поздно — лишь с тринадцати лет. Осваивал игру на фортепиано под присмотром частного педагога — Рубиной Евгении Соломоновны. Тогда же сделал первые композиторские наброски. Они были имитацией того, что я слушал и играл на фортепиано. В основном в стилистике Шопена.

Спустя год у меня был огромный прогресс. Я так увлекся музыкой, что Евгения Соломоновна настаивала на профильном колледже. Она же убедила и родителей, так что мы начали готовиться ко вступительным экзаменам.

За два года нужно было освоить семилетнюю программу музыкальной школы, поэтому Евгения Соломоновна стала преподавать мне не только уроки фортепиано, но и уроки сольфеджио и историю музыки. Помогал и отец.

Не хочу быть хвастуном, но со слухом у меня никогда не было проблем. Я всегда хорошо слышал и подбирал любую мелодию, поэтому без труда освоил программу ДМШ и через два года, в 2003 году поступил в музыкальный колледж им. П.И. Чайковского на отделение теории музыки.

Колледж, авангард и медиатека

В колледже я по-новому открыл для себя мир музыки, обзавелся новыми знакомствами, жадно поглощал новую информацию и заинтересовался «авангардом».

Когда я впервые услышал произведения Прокофьева, Стравинского, Шнитке — весьма радикальные для меня в то время — был озадачен этой музыкой. Почему она не такая благозвучная, как музыка других композиторов, зачем они все это делают?

В итоге я стал больше интересоваться подобной музыкой и где-то со второго курса узнал, что в Алматинской консерватории существует некая комната под названием медиатека. Комната с огромным количеством компакт-дисков и виниловых пластинок предназначалась для прослушивания музыки. Но самое интересное — там была аппаратура, позволяющая переписывать аудиозапись с аналогового носителя на цифровой (с виниловых пластинок или аудиокассет на компакт-диски). И все это в режиме реального времени. То есть чтобы переписать, скажем, сорокаминутную виниловую пластинку на цифровой диск, нужно было все прослушать и проконтролировать.

Бывали моменты, когда игла съезжала во время проигрывания или происходил какой-нибудь другой технический сбой. Но я очень терпелив и усидчив, поэтому неустанно пополнял свою коллекцию, изучал бесконечные архивные записи и проводил там больше времени, чем в колледже или дома. На протяжении двух лет я ходил туда каждый день, как на работу.

Через год-полтора дома уже не было места для хранения дисков. Родители были жутко недовольны этим, не понимая, зачем мне такое количество.

А потом дома появился интернет, где я находил еще более уникальные записи, которых не было даже в медиатеке консерватории. Так я узнал много нового об экспериментальной музыке в СССР, России и других странах.

В этот же период в нашем колледже проходил факультатив по занятиям композиции, который вел известный композитор Бакир Яхиянович Баяхунов. Занятия с ним помогли мне во многом усовершенствовать технические навыки письма и обрести ранний музыкальный язык. На третьем курсе в 2006 году я стал лауреатом республиканского конкурса в номинации «теория музыки» в Караганде, а год спустя стал обладателем первой премии на местном конкурсе по композиции имени Евгения Брусиловского при музыкальном колледже. В этот момент я уже поставил себе задачу после окончания колледжа поступить в Московскую консерваторию.

Московская консерватория, курсы Новой музыки в Дармштаде и творческий кризис

Поначалу родители не воспринимали мое намерение всерьез, но я был настойчив и мне разрешили съездить туда на разведку за год до окончания колледжа. Вернувшись домой, я стал активнее писать новые сочинения для вступительных экзаменов и под конец обучения набрал большой багаж сочинений в разных жанрах. В основном это были пьесы в стилистике Витольда Лютославского и Родиона Щедрина, которых я почитал в тот период.

С помощью родителей и колледжа мне удалось организовать свой первый портрет-концерт, который прошел в Малом зале консерватории. С этими сочинениями летом 2007 года я поступил в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского в класс композиции профессора Владислава Агафонникова. но огромную роль в моем развитии сыграли другие профессора — Владимир Тарнопольский и Юрий Каспаров.

Однако в консерватории случалось мало по-настоящему интересных событий, касающихся современной музыки. Самое интересное происходило вне консерватории, на различных площадках и концертах, где я познакомился с такими композиторами, как Сергей Невский и Дмитрий Курляндский. Последний же стал для меня неофициальным наставником, который помог выбраться из тяжелейшего кризиса в 2010 году.

На втором курсе я познал много нового, переслушал и проанализировал сотню пьес, подробно изучил специфику различных инструментов. Под влиянием европейских композиторов в 2008 году написал свою первую удачную пьесу для сольной флейты «Тэгым сори», что в переводе с корейского означает «Звук тэгыма». С этой пьесой в 2010 году я стал лауреатом международного конкурса в США, организованного американским фондом DuoSolo.

В 2009 году был принят в только что организованное Молодежное отделение Союза композиторов России (МОЛОТ), а в 2010-м впервые полетел в Европу, посетив легендарные летние курсы Новой музыки в Дармштадте. Легендарные, потому что это старейший и известнейший фестиваль по современной музыке с кучей разных концертов, лекций и мастер-классов, который проводится с 1946 года. Все известные композиторы того времени (и нашего) проходили через эти курсы, будучи студентами, а потом и лекторами. Достаточно упомянуть таких великих композиторов, как Карлхайнц Штокхаузен и Джон Кейдж, которые были лекторами курса.

Там мне посчастливилось взять мастер-классы у шести известных композиторов, посетить множество лекций, семинаров, кучу интереснейших концертов, а также познакомиться со многими зарубежными коллегами и первоклассными исполнителями. Это был ценнейший опыт, я был полон впечатлений и поставил себе цель — продолжить учебу в одном из вузов Германии или Австрии.

Пребывая в этом вдохновении, я решил написать что-нибудь новое, и тут меня накрыло непонятное чувство, которое я доселе еще не испытывал. Каждая сочиненная нота напоминала мне того или иного композитора. Я стирал их и записывал заново, но процесс повторялся снова и снова, пока я не сказал себе «стоп». Я не понимал, что происходит. Меня не устраивало все, что я писал. Я впервые разочаровался в себе настолько, что решил не писать, пока заново не обрету смысл. В этот момент я обратился к Дмитрию Курляндскому, который словно врач поставил мне диагноз «творческий кризис». Его подход к кризису помог мне выбраться из него и найти новый путь. Он убедил, что кризис — это очень хорошо, что надо рассматривать его не в качестве конца, а в качестве начала.

Я ненадолго отошел от композиции, увлекшись совершенно другими делами, среди которых был графический дизайн, искусство дегустации вин и джаз. Позже Дмитрий посоветовал постепенно писать небольшие этюды для сольных инструментов примерно на одну-две минуты.

В качестве формы я предложил ему форму Сиджо — жанра корейской лирической трехстрочной поэзии. Прошло чуть меньше года и в конце 2011-го я заново начал сочинять.

Грац, оперы, стипендии, премии

Тогда же я написал своему кумиру Беат Фурреру о том, что хотел бы продолжить учебу у него в классе. Он попросил выслать ему несколько сочинений и после нескольких недель ответил, что был бы рад видеть меня в Граце. Я был безумно счастлив и в первую очередь записался на курсы немецкого языка.

После окончания консерватории летом 2012 года я полетел в Грац поступать в магистратуру, но, к сожалению, из-за долгой процедуры выдачи студенческой визы пропустил первый семестр и начал учебу лишь в следующем году.

Однако за эти полгода я стал участником Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском, который организовывал Дмитрий Курляндский, где мне удалось позаниматься с двумя известными композиторами, один из которых преподавал в Граце — Клаус Ланг. В рамках этой академии я сочинил сольную пьесу для аккордеона «Ки II», которая по сей день является самой успешной и исполняемой моей пьесой. С момента ее написания она исполнялась 36 раз в разных странах, в основном аккордеонистом Сергеем Чирковым, для которого она и была написана. В 2015 году за эту пьесу я получил городскую премию от города Грац, а в 2018 году 30-минутная версия пьесы вышла на сольном диске российского лейбла reinusik.org.

В Граце я продолжал писать свои миниатюры «Сиджо» для различных сольных пьес. Спустя некоторое время у меня уже набралось много подобных пьес, и я обнаружил, что на самом деле все это время писал не отдельные пьесы, а партии к одной большой пьесе. Поэтому мне захотелось их объединить, сыграть одновременно.

Впервые мне удалось это реализовать в 2016 году силами местных студентов. В следующем году по приглашению Австрийской общественной телерадиокомпании ORF состоялся мой второй портрет-концерт в Большом радиовещательном зале Австрийского Радио в Вене. В этом же году я выиграл конкурс на написание обязательной пьесы для голоса в сопровождении фортепиано для конкурса вокалистов «Франц Шуберт и Современная Музыка», а в следующем со своей первой оперой выиграл 7-й Международный конкурс имени Иоганна Йозефа Фукса на написание оперы, премьера которой состоялась в 2019 году в Граце.

В следующем 2020 году я выиграл другой оперный конкурс «Новые Сцены» в Берлине, организованный «Немецкой оперой» и Берлинской высшей школой музыки имени Ханса Айслера. Здесь я написал свою вторую оперу, премьера которой прошла в 2021 году на малой сцене «Немецкой оперы».

С конца 2019 года я стал стипендиатом в международной оперной академии «Академия Музыкального Театра Сегодня», в рамках которой в течение трех лет посетил множество оперных театров Германии, Австрии и Франции, а также написал свою третью камерную оперу «Золотой диск», премьера которой прошла в декабре 2022 года во Франкфурте в исполнении известного ансамбля «Модерн».

Фундаментальная наука

После написания своей первой оперы (которая была написана с использованием жанра Сиджо), я решил отойти от корейского жанра трехстишья и сконцентрироваться на чем-то новом. Поэтому с 2019 по 2021 год я практически не сочинял (исключением была моя вторая опера). Это время я посвятил изучению тех вещей, в которых раньше не разбирался и которыми не интересовался. Речь о фундаментальной науке: математике, физике, биологии и т. п. Я также приобрел навыки баристы, поработав год в местной кофейне.

В скором времени я открыл для себя удивительную математическую последовательность, которая называется «Секвенция Колакоски». Она и послужила основой для моих следующих сочинений. Эту бинарную последовательность я и использую по сей день в качестве «строительного материала различных параметров»: формы, звуковысотности, метроритма и т. п.

Первая пьеса в которой использовался подобный метод — re:luanire, сорокаминутная пьеса для пяти инструментов и солирующего голоса с электроникой. Она была заказана местной организацией в честь 70-летия со дня смерти великого австрийского композитора Арнольда Шёнберга. За эту пьесу в 2022 году я получил австрийскую премию имени Теодора Кернера в области науки и культуры в номинации «музыка», а также удостоился годичной стипендии от федерального министерства искусства, культуры, государственной службы и спорта Австрии.

Настоящее и проекты

Сейчас я работаю над тремя проектами, ближайший из которых будет в конце апреля в Париже, а самый большой состоится в октябре этого года в Граце. Эго заказ фестиваля Musikprotokoll на написание большой ансамблевой пьесы. Главная тема произведения — антропоцен — неофициальный термин, обозначающий нашу эпоху, в котором человеческая активность самым негативным образом воздействует на окружающую среду.

Третий проект — это сольная пьеса для низкого голоса, заказанная австрийским ансамблем Cantando Admont, премьера которой будет в Вене и в Граце. Здесь я изучаю морфологию французского языка, используя в качестве текста ее грамматическую основу — артикли, склонения, фонемы и т.п.

Помимо композиции стараюсь все больше исследовать неизведанные мне области в сфере искусства и науки, поэтому мое жизненное кредо звучит примерно так: никогда не переставать учиться и постоянно открывать для себя что-то новое. И своим ученикам всегда даю совет быть открытыми. Если они не понимают ту или иную музыку, то должны подробно ее изучить, чтобы распознать, почему они ее не понимают.

Сейчас я изучаю много научной литературы, а с прошлого года веду педагогическую деятельность, прочитав курс лекций о традиционной и профессиональной музыке Юго-Восточной Азии в онлайн- школе, которую организовал мой друг Санжар Байтереков.

Кроме того, я исследую историю музыкальной темперации в историческом контексте эпохи Барокко и музыкальную настройку в других культурах. В ближайшем будущем планирую тщательнее освоить навыки электронной композиции.

А еще стараюсь быть хорошим отцом для сына-первоклассника и полуторагодовалой дочери.

***

Источник: Журнал № 1 (1) KISTORY

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

Комментирование закрыто.

Translate »