Медиаторский потенциал коре сарам

Объединение Кореи неизбежно

Герман Ким, д.и.н., профессор,
заслуженный деятель РК,
член казахстанской секции Консультативного Совета
по мирному и демократическому объединению Кореи 16-ого созыва

Попытался найти притчу, которая своей моралью подошла бы теме очерка – медиаторском потенциале корейцев СНГ в межкорейских отношениях. Она называется «Мост примирения» и суть истории следующая:  Однажды два брата, Иван да Петр, которые жили по соседству, крепко рассорились. Как-то утром к Ивану постучали в дверь. На пороге стоял плотник, искавший подработки, и хозяин  сказал ему: «Есть у меня для тебя работа. Посмотри – раньше здесь был общий луг, но мой брат разрушил дамбу и теперь нас разделяет ручей. Так вот – построй высокий забор между нами, чтобы я его не видел и не слышал.  Плотник согласился и взялся за работу. К заходу солнца, когда Иван вернулся с поля, плотник уже закончил работу. Каково же было его удивление, когда он увидел, что вместо забора через ручей был возведен мост!  Какова же была его радость,  когда он увидел своего брата, спешащего к нему через мост со словами: «Ну, ты даешь! Ты построил нам мост после всего, что я наделал!»  Братья встретились на середине моста, пожали друг другу руки и обнялись. Они попросили плотника остаться поработать у них, но он им ответил: «Я бы с радостью, но мне еще нужно построить много мостов».

Алматы. Ким Э . Н. с участниками автопробега 1992 г. Фото Славы Ли

Алматы. Ким Э . Н., командор Автопробега-2014 с участниками автопробега 1992 г. 

Единственно законным способом разрешения разногласий между государствами являются мирные средства. Такими средствами в международных отношениях  выступают  «добрые услуги и посредничество». Добрые услуги (bons offices) и посредничество (mediationМедиация (от лат. «mediare» – посредничать) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной стороны – медиатора (посредника) с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию.  Особую значимость имеет Конвенция «О мирном решении международных столкновений», принятая на Первой  (1899) и Второй  Гаагской мирной  конференции 1907 года.

В ней говорится о том, что если в процессе оказания добрых услуг третья сторона не имеет права влиять на ход переговоров, то медиация наоборот ориентирует посредника на углубленное участие в решении спора. При посредничестве государства ведут переговоры с участием третьей стороны и на основе сделанных ею предложений. Эта третья сторона является активным и непосредственным участником переговоров, согласовывая противоположные притязания и нейтрализуя чувства неприязни, возникшие между государствами, находящимися в состоянии спора.

Сегодня медиа́ция стала одной из широко практикуемых технологий альтернативного урегулирования международных конфликтов и противоречий с участием третьей стороны — медиатора, который помогает двум противоборствующим сторонам выработать определенные договоренности для решения спорных вопросов.

Осенью 2012 года ООН приняла Руководство по медиации, призванное содействовать мирному урегулированию споров. Документ должен стать основополагающим в миротворческой деятельности ООН.

По словам заместителя Генерального секретаря ООН Яна Элиассона, к «Руководству» смогут обращаться «не только медиаторы, но вообще все, кто вовлечен в медиацию. И в том числе конфликтующие стороны, потому что важно, чтобы у них было общее представление о принципах медиации и о том, что может потребоваться в рамках этой процедуры».

Медиаторами в международных спорах и конфликтах могут выступать различные институции, профессиональные и общественные организации, авторитетные и всемирно известные личности, а также отдельные государства и народы.

В современном мире сила и влияние государства на международной арене определяются не только минеральными ресурсами, современными технологиями, военной мощью, но и демографическим, людским потенциалом, в том числе и диаспорным. Диаспора, ее роль и функции в международных отношениях стали привлекать в последние десятилетия всеобщее внимание, о ней говорят политики, пишут ученые и спорят журналисты. Этнический лоббизм стал весьма влиятельным во многих странах мира, а актуальность диаспорной проблематики в государственных делах наглядна на примере Израиля и Армении, где действуют специальные министерства по делам диаспоры.

Исходя из упомянутых предпосылок, задачами заключительного цикла очерков в серии «Объединении Кореи неизбежно» станут выявление  исторических корней и современных основ возможной медиаторской роли корейской диаспоры Казахстана, анализ предполагаемых посреднических функций и задач в межкорейских отношениях, рассмотрение медиаторской миссии  корейцев Центральной Азии в рамках концепции публичной (народной) дипломатии (public diplomacy), набирающей все большую значимость в международных отношениях. Другую концептуальную основу составляет идея возрастающей роли «мягкой силы» (soft power), альтернативной жесткой официальной политике, реализуемой посредством «твердой силы» (hard power). Наконец еще одним методологическим инструментов для исследования может стать гипотеза об эффективности диаспорального ресурса (инструмента) в решении противоречий между страной происхождения (kin state) и страной проживания (host state). В нашем же случае, уникальном по причине наличия двух государств: КНДР и Республики Корея, представляющих единую страну – Корею.

В диалоге между Казахстаном и Кореей важное место занимает Ассоциация корейцев Казахстана – общественная организация, консолидирующая  корейскую диаспору. АКК сделала многое для сохранения и развития этнической культуры, очагов национальной культуры, средств массовой информации, а также тесного сотрудничества с Посольством Республики Корея, Центром Просвещения, представительствами KOICA, KOTRA, Ассоциацией южнокорейских граждан. Без преувеличения можно сказать, что ни одно мероприятие в сфере культуры — концерты, фестивали, выставки из Южной Кореи в Казахстане — не обходятся без самого активного участия в них этнических корейцев. Ассоциация корейцев Казахстана провела в 2007 году Международный фестиваль корейского искусства, и на сцене Корейского театра впервые выступили гости с Юга и Севера Кореи.

У корейцев Казахстана есть свой «Корейский дом», построенный общим миром. Корейский дом часто принимает гостей с исторической родины, причем как из Южной, так и Северной Кореи, и этим он вносит свой вклад в нормализацию межкорейских отношений на пути к мирному объединению исторической родины.

Корейская диаспора Казахстана может и должна сыграть роль медиатора между двумя народами, ибо этнические корейцы  срослись с казахами и другими народами Казахстана   тысячами нитей и по-братски воспринимают друг друга.  В то же время Южная и Северная Корея должны воспринимать центрально-азиатских корейцев не просто как  инструмент для достижения своих целей, не как младших братьев, а как равноправных партнеров, родственных по происхождению, но иных в силу многих обстоятельств и причин.

Безусловно, что корейцы СНГ связаны многими узами, уходящими в советское и более глубокое прошлое. Их объединяет русский  язык, ставший для них родным; высокий уровень образования, большая доля межэтнических браков, урбанизированный образ жизни, схожий менталитет, вобравший в себя ценности и принципы  западной и восточных цивилизаций. Но за прошедшие после распада Советского Союза два десятилетия в силу объективных причин  наметились существенные различия в корейских диаспорах СНГ, которые разделили на части некогда единое сообщество «советских корейцев».

 Однако отсутствие единого организованного сообщества корейцев СНГ не означает того, что российские, казахстанские или  узбекистанские корейцы, а точнее яркие и влиятельные личности из их среды,  не могут внести свой посильный вклад в объединительный процесс двух корейских государств.

Корейцы СНГ провели ряд международных по масштабу проектов и мероприятий, внесших конкретный вклад в дело сближения двух Корей. Одним из ярких примеров последнего времени стал международный автопробег, посвященный 150-летию добровольного переселения корейцев в Россию.

За полтора месяца автокараван проехал по территории России и государств Северо-Восточной Азии по маршруту: Москва – Ташкент – Алма-Ата – Новосибирск – Владивосток – Пхеньян – Сеул.  В  международном автопробеге участвовали  33 человека под руководством командора Эрнеста Кима, однако в мероприятиях, организованных по маршруту следования, оказались задействованными десятки тысяч людей. На территорию Республики Казахстан автокараван заезжал трижды: со стороны России, затем Кыргызстана и Узбекистана, поэтому в городах Актобе, Алматы и Кызылорде прошли массовые митинги, концерты, пресс-конференции, в которых приняли участие сотни людей.

В Ташкенте  4 июля 2014 года на торжественном обеде в честь участников Автопробега «Россия — Корея 2014» присутствовали Чрезвычайный и полномочный посол Республики Корея в Узбекистане Ли Ук Хён, Временный поверенный в делах Корейской Народно-Демократической Республики в Республике Узбекистан г-н Ли Хак Му и 1-й секретарь посольства России в Республике Узбекистан Александр Суханов. То есть, корейская диаспора СНГ оказалась способной посадить за один стол официальных представителей Севера и Юга Кореи, а также Узбекистана и России. Более того, спеть песни друг другу.

Участники автопробега первыми в истории пересекли на автомобилях 38 параллель разделяющую Корею на два государства.  За 40 дней караван из десятка автомобилей пересек Европейскую часть России, Среднюю Азию, Сибирь, Приморье, территорию КНДР и прибыл в Сеул, преодолев 15 тысяч  км.

Прежде всего, автопробег напомнил нам, корейцам России, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана, о наших общих корнях, уходящих в полуторавековую историю переселения наших предков с Корейского полуострова на российский Дальний Восток. То, что автопробег  прошел именно в юбилейный год, имеет особое, глубоко символическое значение.  Повсюду по пути следования автокаравана, а он пересек границы России и стран Центральной Азии,  его с искренним теплом и нескрываемой  гордостью встречали местные корейцы, которые вновь почувствовали себя единым целым — «коре сарам».  Автокараван в каком-то смысле  совершил реверсный путь, по которому в далеком 1937 году насильственно, форсировано и тотально переселили дальневосточных корейцев в Казахстан и Среднюю Азию. 

Автопробег показал всему миру, что народная дипломатия не знает границ в прямом и переносном  смысле, если ее целью является укрепление мира,  взаимопонимания и сотрудничества. Москва, Пхеньян и Сеул поддержали общественную инициативу и приняли решения на политическом уровне, которые заставили подняться все пограничные шлагбаумы. Тем самым еще более значимой и важной стала видеться роль зарубежных корейцев в деле построения доверительных отношений между Северной и Южной Кореей.

Автопробег — это яркое свидетельство и веское доказательство того, что даже самые невероятные мечты сбываются, если есть воля,  настойчивость, сплоченность и ресурсы.  В этом  свете  мечта увидеть Корею единой  уже не кажется нереальной, а если мерить не годами, а иными отрезками времени, то объединение наступит  неизбежно. На этом непростом пути к мирному объединению Кореи международный автопробег длиной в 15 тысяч километров – это, возможно, лишь одна, но  не менее важная точка, из мириад которых вычерчивается судьбоносная линия к единству разделенного народа, миру и сотрудничеству на Евразийском пространстве.

Однако первыми совершили эту героическую попытку молодые корейцы из Казахстана во главе с Робертом Югаем, к которым примкнули экипажи из Узбекистана, Кыргызстана и России. В моем архиве есть дневник казахстанского участника первого автокаравана, так и получившего разрешения на пересечение  границы России и КНДР.  В следующем очерке будут фрагменты этой исторической хроники.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

1 комментарий

  • Герман Ким:

    В очерке, вышедшем без корректорской правки, остались опечатки. Надеюсь, что промашки в орфографии не скажутся на восприятии темы в целом. Буду рад комментам.

Translate »