Пламя возгорается с искры

Искра Енховна ПАК — отличник народного образования, активистка Алмалыкского городского корейского культурного центра. На нашу просьбу припомнить самые интересные моменты из жизни, Искра Енховна с улыбкой сказала:

Вот так же мы в свое время приставали к нашей бабушке — как тебе, крестьянской дочке удалось выйти замуж за сына богача (янбани)? С добрым юмором и самоиронией она отвечала: «Маленькая ещё была, слушалась старших. Вот и получилось, что мне к моменту замужества едва исполнилось 14 лет, а жениху — 9». Но пикантность была не в этом: смешение сословий происходило всегда, а на чужбине тем более. Пикантность заключалась в том, что ей иногда приходилось даже таскать муженька на спине.

Трудно понять, с чем были связаны такие ранние и разновозрастные браки среди корейцев, но о том, что в таких семьях рождалось много детей, свидетельствует статистика. Вот и у дедушки с бабушкой было четыре сына и три дочери, не считая умерших в детстве от болезней. Отец Искры, Ен Хон, являлся младшим ребёнком, и жизнь сложится таким образом, что он станет заботиться о своих рано осиротевших племянниках. Во время переселения 37-го года старшего брата отца — мадабая репрессировали и расстреляли, а младший перебрался в Китай.

— Отец окончил Самаркандский медицинский институт в 1943 году, будучи семейным, — продолжает Искра Енховна. — Мне тогда уже было два года. Мать, Ольга Петровна, окончила Уссурийский педтехникум и преподавала в школе в начальных классах. Почему-то во время переселения она ехала не с семьёй, а со школой. Их выгрузили в районе Караганды, и учителя с детьми жили в землянках. Потом она нашла своих родственников и переехала в Узбекистан. Молодой врач Ен Хо начал практиковать в колхозе «Полярная звезда», а потом перевёз семью в колхоз имени Кирова, где стал работать в стационарной больнице. По специальности он был фтизиатр, но жизнь на селе заставила его превратиться в многопрофильного врача. Когда в 1956 году объявили набор корейцев для  переезда на Дальний Восток и Сахалин, отец Искры записался в числе первых.

— Мы жили недалеко от Сучана, где находилась больница со знаменитыми минеральными источниками, — вспоминает Искра Енховна. — Отец работал главврачом. Наша «минералка» по своим целебным качествам была не хуже, чем в Ессентуках, так что приезжали на лечение не только с Приморского края, но и с разных концов страны.

В числе пациентов был и местный начальник из госбезопасности. Через него Пак Ен Хо разузнал о своём репрессированном брате Терентии и получил справку о его реабилитации. Отныне с племянников будет снято клеймо «детей врага народа», но страх тех времён ещё долго будет жить в памяти корейцев. Не потому ли они так скупо рассказывали детям о переселении, о жизни на Дальнем Востоке, о родине предков.

Потом отца перевели в Находку главврачом, а затем заведующим горздравом, и с этой должности он ушёл на пенсию, — продолжает рассказ Искра Енховна. — Папа очень любил свою работу, и хотел, чтобы я пошла по его стопам. Поэтому после окончания школы поехала во Владивосток, сдала документы в медицинский. Но не прошла по конкурсу. Переживала из-за того, что отец сильно огорчится. Однако в душе было облегчение, что врачом не стану, потому что эта профессия меня не притягивала. Я хотела быть только учителем русского языка и литературы. И когда отец разрешил мне поступать на филфак, радости не было предела.

В 19 лет она поехала в Наманган и поступила в пединститут на факультет русского языка и литературы. А жила у двоюродной сестры Майи Терентьевны. Когда отца Майи репрессировали, её и брата родители Искры взяли на своё попечение. Так что, можно сказать, выросли они вместе. Училась она с воодушевлением. В многодетной семье сёстры в ней души не чаяли. Потому что и хозяйке помогала, и с детьми любила возиться, много читала и интересно рассказывала, и, вообще, была весёлой и общительной девушкой. Зять, Хайгюн Туранович Тен, впоследствии ставший видным деятелем народного хозяйства Узбе­кистана, относился к ней как к дочери.

В 1964 году Искра окончила институт, и её оставили на кафедре русского языка и литературы. И, кто знает, может, со временем написала бы диссертацию, стала бы доцентом и даже профессором. Но жизнь — этот великий режиссер — распорядилась иначе. На свадьбе подруги Искра познакомилась с молодым человеком, и через некоторое время он женился на ней и увез её в Алмалык, где работал в Среднеазиатском НИИ цветных металлов. И здесь, в городе металлургов, она стала преподавать в школе русский язык и литературу.

До того, как она станет директором школы №16, которая под её началом преобразуется в одну из первых и самых известных гимназий в республике, Искра Енховна пройдёт разные этапы становления: от заместителя директора школы по внеклассной и внешкольной работе, председателя горкома профсоюза работников просвещения, методиста и преподавателя в гор­но-металлургическом тех­никуме до директора школы №16.  Когда в 1988году она получила назначение на эту должность, то сразу же приступила к её преобразованию.

Тем ребятам и девчонкам, что учились в этой школе в те годы, несказанно повезло. Потому что конкурсная основа со второго класса позволяла набрать таких учеников, что можно было смело начинать углубленное обучение. Например, уроки иностранного языка. Наряду с этим — плавание, ритмика, шахматы. С 5-го класса введены два направления — гуманитарное и физико-математическое. В летописи школы отмечены факты, когда сто процентов выпускников поступали в вузы республики и дальнего зарубежья.

Что бы ни говорили, а существует интеллектуальная наследствен­ность. Искра Енховна выросла в интеллигентной семье, в которой родители не мыслили будущее детей без высшего образования. И потому все её братья и сёстры учились в вузе. Будучи педагогом, директором школы, разве она могла что-то упустить в воспитании собственных детей? Да, было трудно, потому что муж до обидного рано, в 42 года, ушёл из жизни. И ей пришлось одной поднимать двух сыновей. Оба они закончили институты, работают в СП. Старший Сергей живёт в Ташкенте, младший Дмитрий — в соседнем подъезде.

— В течение всего учебного года я приходила в школу на час раньше, вспоминает Искра Енховна, — и встречала детей, как говорится, у порога. Кого-то похвалю, а кому-то сделаю замечание. Не все любят встречаться нос к носу с директором, кто-то старается прошмыгнуть мимо. Но большинство весело здоровается, и их звонкое приветствие звучало как заряд бодрости и энергии на целый день. Ушла на пенсию, и первого сентября встречается мне на улице ватага учеников. Бросились ко мне — Искра Ивановна, Искра Ивановна, так меня звали все по отчеству. Здороваются, плачут, почему же вы нас не встретили? Что им скажешь? Придёт время — сами поймут, что на смену одним приходят другие. И они, в том числе, кого-то сменят. И будут стараться делать своё дело лучше.

Хотя от вышеприве­денного эпизода веет светлой грустью, у Искры Енховны нет особого пово­да для печали. Печаль — удел одиноких, а она, всег­да была востребована в общественной деятель­ности. Многие годы изби­ралась депутатом горсо­вета, а когда началось корейское культурное дви­жение, одной из первых сразу поддержала тог­дашнего председателя ККЦ Федора Федоровича Тена, была его заместителем. И сейчас в активе центра, многие годы преподает корейский язык и взрослым, и детям.                                                                                       —

В прошлом году была на семинаре учителей корейского языка, организованного в Республике Корея, — рассказывает Искра Енховна. — И там встретилась с сестрёнкой Нелли Ивановны Эм, известной тем, что она организовала школу с корейским этнографическим уклоном в Москве. А ведь Неллю я знаю с детства, мы росли до девяти лет в колхозе имени Кирова и учились в одном классе. Потом она с родителями уехала в Северную Корею и вернулась где-то в конце 50-х годов. Видела её книгу «Цветок мугунхва в центре России», изданную в Сеуле. В ней рассказывается о том, как она создавала эту школу. Читала книгу по вечерам и по-хорошему завидовала ей. Думаю, и Нелля Ивановна позавидовала бы той популярности, какой пользуется Искра Енховна в городе металлургов, где её с уважением называют «легендой школьного образования Алмалыка».

«Наши герои», (книга четвёртая), 2015 г.

***

Источник: «Корейцы Узбекистана» № 6 (82)

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

Комментирование закрыто.

Translate »