Объединение Кореи неизбежно
Герман Ким, доктор исторических наук, профессор,
Заслуженный деятель Республики Казахстан,
член казахстанской секции Консультативного Совета
по мирному и демократическому объединению Кореи 16-ого созыва
Что знают о Северной Кореи за ее пределами ? Какие ассоциации возникают у человека, когда он слышит аббревиатуру КНДР, более нейтральную в звучании, чем слово «Север», от которого веет морозом и «холодной войной». В зарубежных СМИ, в том числе и русскоязычных, когда речь идет о Северной Корее ключевыми словами стали такие как: военная угроза, атомная бомба, тоталитаризм, голод, показуха, муштра и т. д. А что получится, если попытаться определить частотную лексику северокорейских СМИ? Кстати, насколько мне известно, никто из русскоязычных авторов, ни из числа журналистов, ни социолингвистов или политологов серьезным контент-анализом газет и журналов КНДР не занимался. Находясь сейчас в Сеуле у меня нет возможности просматривать сайты Северной Кореи (они заблокированы), поэтому воспользовался своим личным электронным архивом, а также материалами зарубежных сайтов, в том числе российскими.
Cеверная Корея преуспела в политике самоизоляции, традиционной для последней династии Чосон, которую на западе прозвали “Hermit Kingdom” («Закрытое королевство»). Информационную герметичность современной Северной Кореи я бы назвал «ниппельной». Только она, наоборот, не впускает строго в страну несанкционированной информации, но напористо выкачивает наружу свой идеологический и пропагандистский материал.
Все иностранные газеты и журналы попадают в Северной Корее в спецхраны главных библиотек, также как и в советское время, когда “Тimes” или “Spiegel” оказывались за «семью замками» в спецхранах центральных библиотек.. Более того, вся «антисоветчина» из этих «вражеских изданий» аккуратно вырезалась лезвиями бритв. В итоге даже те немногие, имевшие доступ к «иностранной литературе для служебного пользования» вместо публикаций о своей стране – СССР получали «дырку от бублика». Вернее зияющие прямоугольники от бдительной цензуры.
Прежде чем сесть за очерк, как всегда начитывал, все, что попадало в поле зрения по теме недели. Стал запрашивать в русскоязычном гугле разные словосочетания: «газеты и журналы КНДР», «северокорейские СМИ», «Журнал Корея», «северокорейская пропаганда» и пр. Однако улов оказался совершенно скуден: попалась пара известных вещей А. Ланькова и К. Асмолова. Еще одна работа, то ли студенческий реферат, то ли курсовка на тему «Особенности перевода лексических единиц северокорейских общественно-политических текстов» показалась интересной, но за нее потребовали оплату. Брать «кота в мешке» за деньги не стал. Запрашивать на английском или корейском языке про северокорейские газеты и журналы на иностранных языках не имело смысла. В итоге, что называется, очерк основан на том, что оказалось под рукой.
Начну с того что Северная Корея продолжает издавать с советских времен пару глянцевых журналов: «Корея» и «Корея сегодня», а также журналы «Внешняя торговля» и «Кымсугансан» 금수강산 (錦繡江山). В большем количестве изданий надобности нет, тем более что интернет позволяет тиражировать их с большим успехом при меньших затратах.
Так что же лежит в основе северокорейской прессы и на каких «китах» она зиждется? С ответом, который дает официальный Пхеньян, трудно не согласиться. В короткой заметке «О пролетарской культуре спора и культуре спора вообще» в блоге https://juche-songun.livejournal.com/ сказано: «Идейность решает все!».
Идеи чучхе и сонгуна – вот главные несущие конструкции северокорейской идеологии, без которой немыслимы ни одна газета, ни один журнал.
Патриотизм и национальная гордость, это, пожалуй, второй двуглавый кит, который может довести до масс, все, что посчитает нужным северокорейское руководство. Патриотизм или как корейцы его именуют «эгуксим», присущ и южнокорейскому обществу, но он скорее гражданский по своей структуре, но поощряемый правительством. В Северной Корее государственный патриотизм вкупе с национальной гордостью, дает ошеломляющие результаты по психологическому воздействию на народные массы.
Цензура – как многоголовая гидра, следит за доступом жителей страны к нежелательной, по мнению властей, информации. Уровень северокорейской цензуры зашкаливает все допустимые нормы. Советское ГЛАВЛИТО, специальное учреждение по цензуре просеивало мелким ситом все печатные произведения, через которое, случалось, проскальзывали нежелательные «камешки». По сравнению с суровым Главлито, фильтры северокорейской цензуры не пропустят даже слова, не соответствующего «идейности». Достаточно упомянуть о том как в обязательном порядке выделяются жирным шрифтом имена вождей и руководителей.
Табу – это свирепый цербер, готовый порвать на куски любого, кто посягнет нарушить строжайший запрет критики в адрес трех Кимов. Даже намеки на критику в самой стране – это абсолютно нереально. Все что касается нелицеприятной для Пхеньяна риторики в отношении руководителей государства, не остается без пристального внимания. Не трогать «святая святых» — это лучшее, что можно рекомендовать тем, кто хотел бы побывать на горе Моранбон или набережной Тэдонгана.
Даже в своем русскоязычном блоге «чучхе-сонгун», невзирая на присущую интернету вседозволенность, анонимность и анархию, есть предупреждение: «Единственное, что является запретной темой — это какие либо оскорбительные высказывания в адрес Трех Полководцев, Верховного Главнокомандующего и иных членов Мангендэсской семьи, в адрес павших революционеров. Такие грубые и подлые высказывания считаются «Запрещенными приемами», как будто оскорбили родного отца или мать! Лица, их допустившие, будут немедленно удалены из дискуссии, их данные в дальнейшем записаны в специальный лист.» (стиль и орфография сохранены как в оригинале – прим. Ким Г.Н. )
Перейдем к конкретике. Журнал «Корея», я могу ошибаться в своих расчетах, издается на русском языке с 1957 года. Тираж его неизвестен, но по априорному суждению невелик, вряд ли составляет тысячу экземпляров, хотя в советское время, весьма вероятно число копий могло превышать эту цифру. Журнал отпечатан в полихромном исполнении, на мелованной бумаге объемом 48 страниц.
Теперь мысленно пролистаем номер северокорейского «глянца». Тематику журнала можно рассмотреть на примере журнала «КОРЕЯ» за прошлый 2014 год. Начнем с обложки. На лицевой части можно увидеть группы счастливых людей: рабочих, кооперативных крестьян, военных, детей, реже – интеллигенции; достижения страны, например старт космической ракеты, военные парады, массовые представления. На задней – виды городов и живописных пейзажей Северной Кореи.
Номера начинаются с визитов руководителя страны разных столичных объектов, поездок по стране, встреч с зарубежными гостями и т.д. Второй блок материалов касается трудовой и общественной жизни, достижениях в промышленном производстве, сельском хозяйстве, культуре, образовании и науке, искусстве и спорте. Третий блок — о памятных, исторических и культурных мероприятиях, прошедших в стране.
Предлагаю посмотреть самим содержание» журнала «Корея сегодня за №1, 2014 года.
Пхеньян, как мне известно, оказывал поддержку просеверокорейским организациям этнических корейцев, проживающих за рубежом. Львиная доля помощи уходила в Японию в адрес «Чхочхорена» — для обучения корейскому языку, проведения культурно-массовых мероприятий, поездок в КНДР, а также для издания газет и журналов организации.
В России при поддержке Северной Кореи издается журнал «Единство» с явной апологетикой Пхеньяна, однако он содержит интересные материалы об объединении Кореи с северокорейской точки зрения и поэтому о нем я решил рассказать отдельно в следующем очерке.
Название северокорейского журнала не Кымгансан, а Кымсу Кансан 금수강산 (錦繡江山).
Спасибо Леонид за поправку, обязательно внесем !