Инцидент на Чеджу 3 апреля 1948 года

Камелия, на корейском языке «донбаек» (dongbaek), для острова Чеджудо — культовый цветок. Цветок расцветает зимой и начинает опадать с деревьев, когда приходит весна. Жители острова, опасаясь несчастья, как правило, не сажают деревья камелии на своих участках. Падающие кроваво красные цветы напоминают о членах семьи и друзьях, которых обезглавили кровавой весной 1948 года.

Прошло 72 года с начала массовых убийств, в результате которых погибло 25-30 тысяч человек, что составляет около 10% островитян..

По словам Ко Ван Сун (80 лет), которая пережила резню в деревне Букчон на севере острова, островитяне получили возможность открыто оплакивать жертв не так давно. В течение двух дней там было застрелено 398 человек, это второе по величине число жертв в Чеджудо.

19 декабря 1949 года около трех часов вечера девятилетнюю Ко вместе со своей матерью, старшей сестрой и младшим братом вызвали в начальную школу Букчона. «Я встала посмотреть, что происходит, и меня ударил солдат. В этот момент я услышала серию выстрелов и увидела, как упали семь — восемь человек», — рассказала Ко журналистам.

Младший брат Ко закричал от страха и попытался убежать. «Тогда солдат нанес тяжелый удар прикладом по голове моего брата», — сказала она. Солдат крикнул мальчику: «Неважно, когда тебя убьют — сейчас или позже». Она выжила только благодаря приказу командира, который он отдал около 5 часов вечера. В августе 1952 года ее брат умер от травмы головы.

«Согласно показаниям бывшего солдата, войска первоначально планировали применить миномет, чтобы уничтожить жителей деревни, но решили расстрелять их по отдельности, чтобы «обучить» новобранцев», — говорит Ким Намхун, сотрудник «Чеджу Дарк Турс» (Jeju Dark Tours). Это общественная организация, которая организовала пресс-тур.

«За несколько дней до резни группа «горных людей», партизанов, которые противодействовали всеобщим выборам 10 мая, убила двух солдат РК возле Букчона», —говорит Ким. Военные убили жителей деревни в отместку, подозревая сговор между антиправительственными партизанами и жителями деревни.

«Согласно показаниям бывшего солдата, некоторые военнослужащие, родившиеся в Чеджудо, обратились к генералу с просьбой прекратить убийства, и генерал удовлетворил их просьбу», — отмечает Ким.

Следы убийств остались на теле и в нервах Ко: «До сих пор я не могу выносить голод из-за воспоминаний о недоедании в течение всего моего детства». Она живо вспоминает, как украдкой ела кипящий рис в доме своего друга, даже не используя ложку. «Я все еще чувствую страх, когда иду в Омпанбат, где складывали тела. До сих пор ходят слухи, что кто-то видел призрака около начальной школы Букчона».

Многие пожилые женщины из Букчона, который называют «Мунам-чон» или деревня без мужчин, поскольку все они были убиты, живут одни, страдая от депрессий и синдрома посттравматического стресса. Как и другие, они хотят петь, танцевать и путешествовать, но они не могут. «Из-за травм, полученных во время массовых убийств, мы даже не можем встать. Я всегда боюсь умереть в одиночестве», — говорит Ко.

Почему трагедия случилась на Чеджудо?

Всеобщие выборы 10 мая для создания конституционной ассамблеи привели к горькому идеологическому конфликту на юге острова Чеджудо. Островитяне бойкотировали выборы, поскольку это укрепило бы разделение полуострова. В народе были широко распространены антивыборные настроения, однако они стали особенно кровавыми на Чеджудо.

Полицейские расстрелы 1 марта 1947 года, осуществленные под руководством военного правительства США в Корее, привели к возникновению сопротивления. 30 тысяч сформировали национальное движение за независимость в память о «Движении 1 марта». Тогда инцидент привел к распространению демонстраций по всему острову, к которым присоединилось 95% жителей острова.

По мнению председателя Фонда мира Чеджу 4.3 Ян Джо-Хуна, причина трагедии заключалась в высоком уровне образования жителей Чеджудо. «В 1947 году военное правительство США провело общенациональный опрос, касающийся уровня образования. Чеджудо был самой образованной областью страны», — отмечает Ян.

«Прогрессивные идеи усилили сопротивление выборам, которые поддерживали американские власти. Если бы они были совершенно невежественны, они бы так не протестовали».

Около 50 тысяч жителей Чеджудо переехали в Японию во время японской оккупации 1910 — 1945 годов в соответствии с политикой, направленной на укрепление рабочей силы в Осаке. «Будучи иностранными рабочими, корейцы в Японии изо всех сил занимались самообразованием, а также обучали своих детей», — говорит Ян.

Среди них был дядя Ко. Он окончил педагогический колледж в Токио и работал учителем математики в средней школе на Чеджудо. В такой прогрессивной атмосфере Ко уже в детстве познакомилась с социализмом. «В условиях нищеты в эпоху оккупации мне было легко сочувствовать коммунизму, направленному на достижение равноправного общества», — говорит Ко.

В связи с этим Ян отмечает административные промахи американского военного правительства в период с 1945 по 1948 год, а также правительства Ли Сын Мана. «Власти не проводили политику, направленную на снижение общественных волнений, а безрассудно арестовывали протестующих, включая даже подростков, и мобилизовывали крайне правых», — отмечает Ян.

Он также возлагает ответственность на США: «Хотя массовые убийства были совершены при Ли Сын Мане, американские военные предоставили оружие, о чем свидетельствуют использовавшиеся карабины. Руководитель Военно-консультативной группы США в РК генерал Уильям Линн Робертс, высоко оценил убийства в письме, направленном корейскому правительству в декабре 1948».

***

По материалам https://inosmi.ru/

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

1 комментарий

  • Ким Валерий Александрович, г. Кемерово:

    Альберт Косаник, сын корейца Ко Сан Ика с острова Чеджудо расскал мне, что брат Ко Сан Ика тоже уехал в Японию и служил в японской армии. Возможно, что Ко Ван Сун является родственницей Ко Сан Ика. Ведь тот тоже был антияпонски настроен и участвовал в демонстрациях протеста в Сеуле в 1919 г. Но родился он в деревне Эоль на другой стороне острова.

Translate »