Хозяйка своей судьбы

                                                                                  Зоя Цой в студии

Зоя Цой в студии                             

Владимир ЛИ

В один из сентябрьских дней в ташкентском парке культуры и отдыха имени Бабура состоялось массовое гуляние в честь очередной годовщины независимости страны.  Народу собралось – яблоку негде  упасть. На сцене летней площадки шел праздничный концерт ансамбля «Узбегимёшлари» с участием звезд узбекской эстрады. Один за другим сменяются артисты, и вот на сцену приглашается певица, ликом своим не очень похожая на всех остальных – кореянка Зоя Цой. Но под звездным сводом остывающего от летнего зноя парка понеслись аккорды не корейской, и даже не русской песни,- чего ждали от нее многочисленные зрители, — а чарующе звонкие переливы узбекской музыки. Торжественно и возвышенно Зоя пела патриотическую песню о солнечном Узбекистане, его реках и долинах, его трудолюбивых людях.  Летняя площадка взорвалась громкими аплодисментами, и под овацию благодарной публики очаровательная певица исполнила еще несколько песен на чистейшем узбекском языке.

Поет Зоя Цой

Поет Зоя Цой

А в  первом ряду  в числе зрителей сидела и вытирала счастливые слезы еще одна кореянка, мама Зои — Ким Изабелла Николаевна…

О себе, о своем творческом пути на эстраде рассказывает  Заслуженная артистка Республики Узбекистан Зоя Николаевна Цой.

Вопрос: когда и как вы получили звание Заслуженной артистки?

— Инициаторами присвоения мне этого почетного звания были, в первую очередь,  республиканский интернациональный культурный центр, а также представители творческой интеллигенции, которые внимательно наблюдали за моей профессиональной и общественной деятельностью и сказали: «Вы плодотворно работаете, многого достигли, пользуетесь большой популярностью у зрителей, так что готовьте документы…» Было это все так неожиданно, очень долго  рассматривалось в различных инстанциях, и в 2009-м  вышел Указ о присвоении мне этого высокого звания.

Меня нельзя, наверное, назвать звездой узбекской эстрады в том понимании, в каком представляют себе широкие зрительские массы. То есть я не появляюсь с клипами на коммерческом телевидении, а исключительно  на узбекском государственном телеканале и зачастую — в новостных  телепередачах. Сама себя я называю в шутку телезвездой новостей. Наверное, это результат того, что многие годы в составе концертной бригады  мне приходилось – и  здесь в Ташкенте, и в областях —  выступать по планам интернационального центра на различных  мероприятиях, посвященных тем или иным политическим событиям.

Вопрос: а с чего все началось?

— Будучи студенткой консерватории, еще задолго до того, как я вышла на сцену «Мустакиллика»,  начала свои «хождения по мукам». По собственной инициативе пошла на прием к зам. министра культуры со стихами, черновыми вариантами музыки и говорила: «Прослушайте,  пожалуйста, просмотрите, может, это достойно внимания зрителей…» Короче, обивала пороги кабинетов. Прошло какое-то время, и, видимо,  определенное количество творческих людей, которые были задействованы именно в постановочной части этих праздников, каждый на своем этапе меня отметил. И, может быть,  суммарно эти мнения сыграли положительную роль –  при подготовке к очередному государственному празднику меня, наконец, пригласили на репетиции…

Вопрос: мечта стать певицей вынашивалась с детства?

— Совсем наоборот: такой мечты не было и в помине. Просто еще ребенком участвовала в семейных концертах – поскольку семья изначально была творческая. Дед,  дядя и папа у меня профессиональные художники. Это передалось и мне — с детства я любила рисовать, лепить, чувствовала цвет и, говорят, подавала большие надежды. После окончания восьмого класса меня из Самарканда привезли в Ташкент в училище имени Бенькова и сказали: «Вот, сдавай экзамены, будешь теперь учиться здесь на художника». Я была тогда еще совсем ребенком и не понимала, зачем мне все это надо. На последнем экзамене написала композицию акварелью, но работу не сдала – в итоге в Бенькова не поступила.

Вопрос: что было потом?

— Вообще в творчество я пришла совершенно случайно. Все считали, что у меня аналитический склад ума, и что я пойду на «физмат» или «мехмат» и буду заниматься точными науками. Во всяком случае, на сцене меня никто не представлял. После окончания средней школы я поступила в Самаркандский архитектурно-строительный институт, проучилась там два года и вдруг услышала, что производится набор в специальную  группу в Ташкентский театрально-художественный институт с последующим трудоустройством в корейский театр. Моя тетя, балерина Елизавета Николаевна Ким, художественный руководитель театра-студии «Син-Сэн», собрала нас всех и сказала: «Ребятки, нам надо попробовать свои силы. Другого такого случая не представится». И вот мы всем гуртом поступили на отделение актерского мастерства. Через год я почувствовала – «Да, это мое», и поехала в Самарканд забирать документы из архитектурного. Это был тот самый,  многострадальный, можно сказать, единственный набор корейских ребят, который впоследствии нигде не был востребован. Часть выпускников после окончания института, не найдя здесь работы, съездила в Алма-Атинский театр, но там не прижилась. Словом, печальная история. Изначально к этой идее ответственные люди отнеслись очень безответственно. Хотели открыть свой театр, но не просчитали, не взвесили все «за» и «против».  Начали «за здравие», а кончили «за упокой».  Ребят жалко – для них это была настоящая трагедия: ведь жизнь у каждого одна, и  дважды ее прожить еще никому не удавалось.

Вопрос: и все-таки, как вы пришли к эстрадному творчеству, к пению?

— В 20 лет я вышла замуж, родила сына и шесть лет сидела дома. Для меня это было  тяжким испытанием. Я мучилась, душа жаждала творчества, внутри все полыхало,  и не было никакой возможности выплеснуть из себя этот огонь. И я потихоньку начала петь, участвовать в  различных самодеятельных конкурсах. Велико было желание реализовать свой творческий потенциал. И совершенно было неважно, в каком ключе это делать. Почти год в Сергелях вела детскую театральную студию.

Сама не знаю, откуда родилась эта тяга к пению. Наверное, все-таки сыграли свою роль гены. Папа мой, Цой Николай Григорьевич, очень музыкальный человек, хорошо чувствует корейскую мелодику. Помню, в детстве, укладывая меня спать, он рассказывал мне сказания о девушке Чхун Нян и Сим Чен, другие корейские легенды. Все это накрепко отложилось у меня в памяти.  Словом, вскоре,  неожиданно для себя, я  запела… А вообще тяга к национальному, и к театральному искусству  в частности,у меня началась с участия в театре-студии «Син-Сэн». Благодаря моей тете, Елизавете Ким, там я была задействована в нескольких сценах, искренне радовалась общению со зрителем. Но вскоре «Син-Сэн», как и многие другие наши художественные коллективы, из-за отсутствия средств,прекратил свое существование.  Все «синсэновские» костюмы, которые с таким трудом привозились из Кореи, после распада театра-студии долгое время не находили себе применения. В итоге часть  отдала безвозмездно артисту театра «Ильхом» Вячеславу Дзю, который в то время пытался создать при культурном центре детскую национальную студию. Целую «сказку» я подарила режиссеру-кукольнику из узбекского театра.  Таков печальный итог светлых, но заведомо несбыточных надежд  синсэновского коллектива. Для творческого человека – это как ножом по сердцу…

 

Ок Сарой - вручение наград

Ок Сарой — вручение наград

Вопрос: сегодня вы не только Заслуженная артистка, но и преподаватель кафедры эстрадного пения государственной консерватории. А здесь, как известно, без всеобъемлющего музыкального образования не обойтись…

— Начальное образование я получила в музыкальном училище имени Хамзы, а в консерватории в период с 2003-го по 2010 год прошла все ступени: бакалавриат, аспирантуру, магистратуру. Преподавать начала, еще будучи магистрантом. Играю ли я на каком-нибудь инструменте  в совершенстве? Пожалуй, нет. Например, фортепиано для меня — только сподручный материал для работы со студентами, пробующих себя  в вокале.

Вопрос: какие песни преобладают в вашем репертуаре – корейские или узбекские? И каким из них вы отдаете предпочтение?

— Трудно  сказать. В моем репертуаре узбекских песен – подавляющее большинство. Песни эти я не только понимаю, но и пропускаю через свою душу. Я всегда знаю, о чем пою. Это касается не только узбекских песен. Сейчас, например, у меня проснулся жгучий интерес ко всему корейскому: языку, истории,  культуре, в том числе и музыкальной. Я начала с языка – серьезно изучаю его. И кто знает, может, овладев им, я в будущем буду пропагандировать в Узбекистане именно корейскую песню.

Вопрос: в своем реферате «Корейская песня в Узбекистане» вы, давая характеристику нашим известным певицам, о Галине Шин отзываетесь в таком ключе: «Сильный от природы голос, сильная школа вокала, сильная и волевая натура…» Вы могли бы то же самое сказать применительно к себе?

— Галина Анатольевна – очень  яркая, талантливая певица, признанная звезда корейской эстрады в Узбекистане. Это, несомненно, результат силы ее характера, направленного на достижение намеченных целей. Себя я тоже причисляю к сильным натурам, иначе бы  ничего не добилась в этой жизни. Люблю экспериментировать, рисковать, всегда стремлюсь к чему-то новому, неизведанному. Чувствую, что достигла определенного уровня вокального мастерства, но мне хочется идти дальше, творить, достигать большего. Вот только иногда сомневаюсь в своем профессионализме,  своих возможностях.Говорят, не сомневается и не ошибается тот, кто ничего не делает. Чувствую, что потенциал свой  я еще до конца не исчерпала…

Зоя Цой в национальной одежде

Зоя Цой в ханбок

Вопрос: что значат для вас семья, родители?

— Семья  для меня – все. Своими нынешними достижениями процентов на восемьдесят я обязана своим родителям и близким.  Я росла избалованным ребенком, мне позволялось все, и, что бы я ни делала, — у меня не было запретов, меня всегда хвалили, я никогда не слышала в свой адрес порицания или упреков. Наверное, это имеет свои минусы, но то, что я сегодня свободна в своем творчестве и состоялась как личность – прямой результат родительского воспитания.

Вопрос: талант и сильная натура — это две составляющие профессионального успеха любого творческого человека. Умудренные жизненным опытом люди говорят, что путь к публичному успеху, к славе зачастую несовместим с устройством личного  семейного счастья. И тут нужно выбирать: или – или. Что для вас главное в жизни на сегодняшний день?

— Однажды на телесъемках одна известная узбекская оперная певица, тоже заслуженная артистка, мне говорит: «Кизим (доченька), ты просто молодец! — совершенно искренне меня похвалила за то, что я упорно добиваюсь успехов своим трудом и талантом. – Но не забывай, что для восточной женщины дети и семья – это самое главное. Никакая карьера, никакая слава не перекроют счастья семейной жизни». Тогда я не придала особого значения этим словам, и выводов не сделала – вот что значит безоглядная молодость!  Сегодня,  вспоминая эти мудрые слова, я думаю, что она совершенно права. Не бывает так, чтобы и карьера, и семейная жизнь одинаково удались, надо выбирать что-то одно. Конечно, в идеале молишься и просишь себе и того, и другого, но это уже из области нереального. Я сделала свой выбор: конечно же, семья…  У меня растет сын, ему семнадцать лет, он учится в колледже при Архитектурно-строительной академии в Алма-Ате. Очень сожалею, что в годы моего нелегкого карьерного восхождения на эстрадный олимп сын меня практически не видел.

Вопрос: ваше жизненное кредо?

— У меня, скажем так, одного кредо нет. У меня, если можно так выразиться, — два в одном: верить в себя и покорять вершины. Потому что, если ты веришь в себя, то и люди будут верить в тебя.

Вопрос: чему вы посвящаете свое свободное время, ваши увлечения?

— Языки – вот мое увлечение. Я мечтаю в совершенстве овладеть корейским, английским и узбекским языками — им я уделяю все свое свободное время. И еще мое любимое занятие —  чтение. Но на него сегодня не хватает времени. Разве ж только в дороге, когда тебя никто не отвлекает. Скачала недавно из Интернета произведения Анатолия Кима, ознакомилась с ним. Языки и книги – вот, пожалуй, то, на что на данный момент меня еще хватает.

Вопрос: что бы вы изменили в себе, в своем характере?

— В себе?.. Я не скажу, что это комплекс, но я до сих пор ощущаю себя… студенткой.  И что удивительно: я не чувствую себя состоявшейся певицей, во всех отношениях. Я знаю артистов, которые состоялись и считают, что они всего уже достигли: у них своя публика, свой уровень мастерства. Они пользуются определенным авторитетом и уважением у своих поклонников и уверены, что достигли вершины, апогея, и уже стремиться больше не к чему. У меня никогда такого ощущения не было, меня всегда тянуло и тянет к чему-то новому, неизведанному…

Ко всему сказанному Зоей Николаевной добавим: у нее есть еще одно  — очень прекрасное и  очень возвышенное увлечение, — она пишет стихи. Правда, об этом она скромно умолчала, но хорошо, что есть Интернет, где желающие могут ознакомиться с ее – уже — поэтическим творчеством. Приведем здесь всего несколько строчек:

Среди невежества, притворства, грубой лести,

Когда нет места «чистому листу»,

Когда вершат дела, не зная чести,

А праведных обходят за версту, –

Приходит Он, как будто озаренье,

Творит добро, дает надежду, свет.

И прежние тревоги и волненья

Уносит ветром – их в помине нет!

 

И еще:

 

Не люблю зависеть от кого-то,

И своей судьбе хозяйка я.

Покорятся мне мои высоты –

Быть мне капитаном корабля!

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

Комментирование закрыто.

Translate »