Корейский театр: предыстория и история

Цой Бон До на съемках фильма «Вор», режиссер Валерий Инкижинов, 1927, Владивосток

Герман КИМ,
профессор, д.и.н.
 

Корейскому театру исполняется 90 лет и его история на казахстанской земле получила освещение во многих публикациях: книгах, диссертациях, научных статьях, фотоальбомах, интервью и журнально-газетных очерках.  По понятным причинам менее исследованным оказался дальневосточный период истории театра, созданного в 1932 году в Владивостоке.  А вот его предыстория состоит в большей степени из неисписанных страниц или фрагментарных сведений с обширными белыми пятнами. 

Надо отдать должное драматургу и режиссеру Корейского театра  Иосифу Федоровичу Киму, который переработал свою кандидатскую диссертацию по искусствоведению и сумел издать в юбилейном 1982 году книгу «Советский корейский театр», ставшую ныне библиографической редкостью. Книга наиболее полно рассказывает о зарождении и творческой практике театра, и специфике его деятельности. Она иллюстрирована черно-белыми фотографиями, которые по качеству полиграфического исполнения желают лучшего. Одну из ценных частей книги, безусловно, составляет список спектаклей, поставленных на театральных сценах во Владивостоке, Кзыл-Орде, Уштобе, Алма-Ате с 1932 по 1981 год. Он содержит такие важные сведения, как год постановки, имя автора(ов) сценария, название пьесы, имена режиссера-постановщика, художника и музыканта. К сожалению, такого опубликованного списка нет с 1982-го по 2022 год.

Дальневосточному периоду истории становления Корейского театра отведено 5 страниц, из которых половина, то есть чуть больше двух страниц, рассказывает о тех самодеятельных театральных кружках, на основе которых и был создан Корейский театр. Вот о них – самодеятельных театральных коллективах, сыгравших важную роль в основании профессионального Корейского театра, пойдет речь в очерках.

Из кружков художественной самодеятельности следует отметить коллектив при Государственной табачной фабрике Владивостока. Небольшое расследование, проведенное мной при написании первого очерка, выявило причину образования корейского кружка именно на этом предприятии.

Начать придется с того, что табачное дело было запущено во Владивостоке в промышленное производство до советской власти Иваном Яковлевичем Чуриным, известным в Сибири, Приморье и Маньчжурии купцом, предпринимателем и общественным деятелем, основавшим широко известную сеть «Торговый дом И. Я. Чурин и К».

На его предприятиях работали наряду с русскими китайцы и корейцы. Когда завертелся бурный большевистский водоворот, рабочие чуринских предприятий продолжали работать, так как притеснений с его стороны не ощущали. С установлением новой власти Чурин уехал в Харбин, а его богатая собственность в Хабаровске, Благовещенске, Иркутске и Владивостоке была конфискована.  В том числе и папиросная фабрика, располагавшаяся в казармах Сибирского флотского экипажа. Это высокодоходную предприятие национализировали и переименовали в Гостабачную фабрику, а поскольку среди рабочих было немало азиатов, в том числе и корейцев, им было позволено организовать свой самодеятельный кружок. Безусловно, власти видели в нем прежде всего инструмент большевистской агитации и пропаганды нового образа жизни.

Инициаторами создания кружка был рабочие Тен Ху Гем, Тен Виктор, Ли Ги Ен, Ли Мария, Цой Бон До, ставшая заслуженной артисткой КазССР.  Двигателем в этом кружке стал Ким Ик Су (Ким Николай), который еще до революции познакомился с русской театральной культурой, в частности с театром В.Ф. Комиссаржевской, гастролировавшем в 1909 году по Сибири и Дальнему Востоку. Ким Ик Су страстно полюбил русскую литературу, культуру и театральное искусство. Он много читал, занимался самообразованием, мечтал о театральной карьере, хотел ставить театральные постановки для корейских зрителей. Вместе с Цой Бом До они стали первыми корейцами, участвовавшими в 1927 году в съемках художественного фильма «Вор» студии «Востоккино». Фильм режиссировал Валерий Инкижинов. Он, как и два других его фильма «Расплата» (1926) и «Комета» (1929) — не сохранились в Госкинофонде СССР.

Благодаря Юлии Павловне Щуковской – главного археографа отдела исполнений и публикаций документов Приморского госархива, стало известно, что двое из инициаторов корейского самодеятельного кружка при Гостабачной фабрике стали директорами Корейского театра. Первого директора  – Ким Тхя — сменил 34-летний Тен Ху Гем, руководивший Владивостокским краевым корейским театром с июля 1933 года по июль 1934-го. До назначения на должность он окончил совпартшколу, работал во Владивостокском ГорОНО, затем его направили руководителем культбригады в Черниговский район Приморской области.

В июле 1934 года по предложению Приморского обкома ВКП(б) ему на смену директором театра назначили 30-летнего Виктора Леонтьевича Тена, закончившего четырёхклассное городское училище, совпартшколу сокращенного типа, имевшего опыт работы инструктором Владивостокского окружного исполкома, заместителя редактора корейской газеты «Сенбон» и помощника директора Корейского интернационального пединститута. Перед депортацией 1937 года, как свидетельствуют архивные документы, театр вновь возглавил Тен Ху Гем.

В течение юбилейного года мною будут написаны очерки о малоизвестных страницах дальневосточного периода Корейского театра.  Но они последуют после рассказов об остальных кружках корейской художественной самодеятельности, сыгравших важную роль в становлении нашего уникального театра.

***

Источник: https://koreans.kz/news/koreyskiy-teatr-predystoriya-i-istoriya.html?lang=ru

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Telegram

Комментирование закрыто.

Translate »