К 90-летию выдающегося художника Николая Сергеевича Шина.
Появился он в нашей жизни на четвёртом курсе художественного училища им. П. П. Бенькова (1993г.) Наша группа к тому времени катилась куда-то по наклонной, брошенная всеми учителями . Я же была старше других на отделении и уже какое-то подобие скуки прокралось в мое понимание живописи и непонимание куда и как двигаться, пока не пришёл ОН поставить нас всех на крыло.
В последствии старшее поколение учеников говорило, что он был очень строгим суровым педагогом. Но мы уже были предпоследней группой, которую он вел. И все, что я помню из наших уроков, не строгость, а скорее мудрость, возможно, снисхождение.
Однажды он нарвал на клумбе училища огромную охапку роз и бросил их на драпировки, сказав, что цветы ждать нас не будут, мы должны «ухватить» их сегодня во чтобы то ни стало. И мы начали судорожно писать …в один сеанс, понятно, цветы ждать не будут… урок окончен, педагог ушел, а мы остались, потому что завтра дописывать было бы уже нечего. Тогда я поняла суть происходящего… Вырвать, изложить в живописи смысл самой жизни, ее дыхание, трепет и это можно исполнить, не задумываясь технически, а только экспрессивно выложившись. Я также поняла, Николай Сергеевич — педагог для зрелого человека, в каком бы возрасте ученик не был. Дай Бог, каждому человеку быть зрелым, зрячим, чтобы встретив такого титана на своем жизненном пути, услышать его.
Не забуду одну постановку на пленэре. Николай Сергеевич позирует сам… надев какие то вериги, маску, закатав брюки, оголил немного щиколотки, босой сел в траве… Пишите….
До сих пор помню свой абсолютный ступор, на мой взгляд крах и непонимание… Спустя ГОДЫ я поняла, что здесь были задачи не только цвета, света, перспективы, но и символика- это уже знаю, опираясь на опыт его собственного творчества…Символика человека в маске, скорее похожего на усталого путника в молитве… Молитве, потому что маска представляла собой подобие креста. И эта бренная фигура в траве с клюкой и босыми ногами… Как бы я решила эту постановку сегодня? И решила ли бы я ее?
Hо самая сложная наша жизнь, конечно, была уже за стенами училища. Когда мы, молодые, никому неизвестные должны были себя прокормить нашим ремеслом или искусством, как угодно это назовите. Помню, однокурсница Инна Кулагина и я какое-то время выходили на ташкентский «бродвей», как многие художники, студенты, рисовать портреты, зарабатывая и доказывая себе в состоятельности «профессионального хлеба «. Однажды, сидя в ожидании щедрого клиента, мы увидели Н. С. Шина, который в ста метрах от нас стоял, не смея приблизиться. Мы конечно же с радостью подлетели к нему. Тогда он говорил нам как-то тихо и бодро, как сожалеет, что ничем материально не может помочь. И медленно вытащил нам из кармана полу-растаявшие плитки шоколада для каждой…
До сих пор шокирована его такой болезненной ответственностью за своих учеников …
«В тени большого дерева ничего путного не вырастает», — сказал он однажды и оставил нам свободу для роста, творя сам и не давя нас своим авторитетом.
Грандиозные замыслы на грандиозных холстах осуществлялись маленьким хрупким человеком с мощным стержнем и большой душой…
***
Ссылки:
К 90-летию Николая Сергеевича Шина
Мирон Хегай. К 90-летию Николая Шина
Мы в Telegram
Комментирование закрыто.